среда, 28 мая 2008 г.

Иногда они возвращаются, или Военнопленные на Урале

"Уральская галактика". Совместный проект с журналом "Литературный Екатеринбург"
Илья Зиновьев

Поиск солдат двух самых кровавых войн ХХ столетия и их потомков ведет вот уже восемь десятилетий общественная организация из Австрии "Черный Крест". На территории России, и в частности, в Свердловской области немало захоронений австрийских военнопленных. А в землях бывшей Австро-Венгрии покоятся многочисленные останки россиян.

Австрийский "Черный Крест" выясняет судьбы соплеменников в разных странах мира. Заботится не только о своих. Как подчеркнул во время одной из уральских поездок член президиума "Черного Креста" Петер Ризер, общественная организация занимается также поиском русских пленных. В частности, российской стороне был передан список из 72 тысяч имен и фамилий воинов, погибших на австрийской территории. "Черный Крест" ухаживает за могилами русских и советских солдат на территории своей страны.

Представители "Черного Креста" сотрудничают с Тамбовом и Волгоградом. В Свердловской области представители общественной организации побывали несколько раз. Благодаря сотрудничеству с местными властями и общественностью, прежде всего, с профессором Уральского госуниверситета Владимиром Мотревичем, австрийцам удалось разыскать немало захоронений. Но самым удивительным фактом стала судьба уроженки Австрии Фриды Вагнер. Шестнадцатилетняя Фрида Вагнер после окончания Второй мировой войны была выслана в Россию. Вновь увидеть родину помог "Черный Крест". Спустя почти полвека!..

Драматическая история началась в 1946 году в Нижней Австрии. У Фриды при проверке не оказалось советского пропуска, и ее вместе с другими подозрительными лицами вывезли в Советский Союз. Сначала были лесозаготовки в Челябинской области. После лагеря, в 1951 году, Фрида получила, как и ее соплеменники, разрешение вернуться в Австрию. К несчастью, вмешался случай. При отправке поезда, на вокзале, незнакомая женщина попросила Фриду немного присмотреть за ребенком. И не вернулась.

С тяжелым сердцем провожала девушка уходящий поезд. Она понимала, что новые выездные документы ей удастся оформить не скоро. Пришлось искать работу. После нескольких переездов Фрида Вагнер оказалась в Свердловске. Она трудилась в горнодобывающей промышленности, потом на транспортном предприятии. Вышла замуж. Но дети умерли вскоре после рождения. Супруга Фрида похоронила в 1984 году. В последние годы перед отъездом она жила в маленьком деревянном домике, работала уборщицей.

Наверное, последним шансом увидеть родные места стал визит в Россию представителей "Черного креста" в 1992 году. Петер Ризер выступил по радио и предложил всем австрийцам, не сумевшим вернуться после войны, подать о себе весточку. По счастливой случайности Фрида Вагнер услышала это обращение и попросила подругу составлять письмо в посольство Австрии. После этого в Екатеринбург приехал сам Питер Ризер. После переезда, во многом благодаря собранным профессором Владимиром Мотревичем документам, Фрида Вагнер получила австрийскую пенсию и сняла небольшую квартиру.

Господин Ризер во время нашей встречи подчеркнул, что еще многие австрийцы и их потомки, согласно полученным сведениям, живы. "Черный Крест" постоянно получает письма от австрийцев - родственников пропавших без вести. Прерванные связи с родиной могут быть восстановлены, если обратиться в посольство Австрии в Москве или написать в "Черный Крест" в Вену (Osterreichisches Schwarzes Kreuz, Wollzeile 9, 1010 Wien, телефоны: (0222) 51-23-769 и 51-20-557, факс: 51-20-556).

На Урале помощниками "Черного Креста" стали местные жители. И это понятно: старожилы Ирбита еще помнят оставшихся здесь военнопленных, с которыми бок о бок провели не один десяток лет. Свою лепту в благородное дело человеческой памяти внесли ирбитские казаки.

Во время Первой мировой войны, после Брусиловского прорыва, по словам товарища атамана Зауральского казачьего округа Олега Потеряева, австрийских военнопленных эшелонами перебрасывали в центр России. От Екатеринбурга везли через Реж, Артемовский, поселок Зайково, Ирбит, в сторону Туринска. По несколько человек оставляли почти на каждом полустанке. Военнопленные должны были помогать в строительстве железной дороги. После Октября 1917 года симпатии бывших солдат Австро-Венгрии разделились: кто примкнул к частям Красной армии, кто ушел к "белым", некоторые остались в уральских деревнях. Завели семьи. Один из них, по фамилии Кучера, в 20-х годах даже создал первую баскетбольную команду в Ирбите.

Добрую память сохранили в селе Зайково Ирбитского района о бывших военнопленных австро-венгерской армии. Некоторые из солдат-славян, ушедшие на фронт из Галиции, остались жить на Урале. В 1918 году местная девушка Александра, поведала мне зайковский краевед Мария Амбарова, решила выйти замуж за австрийца по фамилии Козак. Но отец о такой свадьбе и слышать не желал. И тогда Александра убежала из родного дома. И всю жизнь прожила со своим "австрияком" очень счастливо.

А свекор Марии Ивановны сталкивался с австрийцами не один раз. Андрей Амбаров во время Первой Мировой войны был тяжело ранен в Закарпатье. Его спасли солдаты австро-венгерской армии. Потом он лечился в австрийском госпитале, работал у австрийского торговца. Предлагали жениться - отказался: дома ждала семья. Вернувшись на Урал, Андрей Амбаров опять же вместе с австрийцами строил железную дорогу. Кстати, еще один из этих пленных, тезка Амбарова, Андрей Бондарчук прижился в селе Зайково, вместе со всеми зарабатывал трудодни в колхозе. Теперь на могиле Андрея Бондарчука стоит небольшая стела, как и на месте расстрела колчаковцами двух других солдат из Австро-Венгрии. Такова дань памяти своим соотечественникам австрийского "Черного Креста".

Если "Черный Крест" в Австрии заявил о себе еще в 1919 году, то в России подобная организация появилась лишь в 1991 году. Деятельность ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества "Военные мемориалы" проходит под эгидой Министерства обороны РФ. Впрочем, нескольким годами ранее ее цели предвосхитил наш земляк, ныне профессор кафедры этнологии Уральского государственного университета, доктор исторических наук Владимир Мотревич. Наверное, одним из первых он поднял в научных кругах проблему захоронений военнопленных на российских землях. Сегодня профессор Владимир Мотревич в качестве представителя ассоциации "Военные мемориалы" координирует поиск могил военнопленных на Урале.

© 1999 Ural Galaxy