вторник, 3 декабря 2013 г.

Два свидетельства одного происшествия

В копилку краеведа

Сергей Кашанский

Зима 1913 — 14 гг. на Урале выдалась снежная, а весна сопровождалась небывалой за последние 85 лет погодой. В апреле начались сильные заморозки, в Екатеринбургском уезде термометр показывал: первого числа  –34°C, второго  –41°C, а 8 апреля  –27,5°C, при этом морозы сопровождались снегопадами [3]. 14 апреля резко потеплело, началось бурное таяние снега, а с 18 апреля в уезде, повсеместно начались разливы рек и ручьев. В Верх-Исетском и Городском прудах уровень воды ежедневно поднимался на 10 — 15 см. В них скопилось огромное количество воды [5], для спуска которой администрацией железнодорожных мастерских были открыты все шлюзы.
27 апреля в Екатеринбургских железнодорожных мастерских напором воды испорчен главный водоспуск и турбина. Воздухопроводная труба, проходящая под мостом, повреждена, в результате остановлены работы в литейном и кузнечном цехах. Берега в пределах мастерских, несмотря на каменную обкладку, сильно подмыты, а часть левого обвалилась. 28 апреля потоком воды снесло два пешеходных, затоплен железобетонный и сдвинут железнодорожный мост [7]. К утру 29 апреля вода в городском пруду прибыла на 13 см. В мастерских разобраны остатки пешеходных мостов, а железнодорожный, напором воды, сдвинут на 2 метра [6].

Литейный и кузнечный цехи частично затоплены, работы в них, а также в механическом цехе остановлены. Остатки пешеходного деревянного моста унесены и застряли под следующим, железным мостом. Вода переливает через образовавшуюся запруду и не находя выхода, заливает территорию мастерских. Разрушено много станов для замены колесных пар. Купальня, бывшая за третьим мостом, сорвана и унесена под железнодорожный мост.
На территории города, обычно спокойная Исеть, также наделала немало бед. Существовала реальная опасность сноса ряда мостов, особенно деревянного Сплавного (мост между ул. К. Маркса — Радищева) [2]. Ниже Каменного (мост по ул. Малышева) и Сплавного мостов снесено множество моек, купален и мостков, часть из них разбита потоком, а за Царским (мост по ул. Декабристов) затоплены низкие берега [1]. Около Симановского моста (мост по ул. Челюскинцев) вода залила набережную и подтопляет жилые дома. На Спасской улице (ул. С. Разина) затоплено еще два дома.
3 мая в Городском пруду вода прибыла на 9, а 4 мая поднялась еще на 10 см [8]. В механическом, вагонном, кузнечном и литейном цехах вода стоит на 70 см, фундаменты двух последних подмыты, здания сильно накренились. 3 мая работы в них остановлены. 600 человек остались без работы [8].
4 мая из Перми прибыли начальник Пермской ж.д. А.Н. Тихомиров и начальник службы пути В.Я. Ефимов, которые высказались за взрыв бетонного моста, но предложение было отклонено. Начата его ломка 60 рабочими. Работы продвигались медленно [9], к вечеру 5 мая смогли разобрать только настил [10].
В ночь на 6 мая вода в Городском пруду поднялась еще на 13 см. Утром приступили к взрывам ферм бетонного моста. К 12 часам прибыль воды остановилась. Оборудование в цехах затоплено, все запасы угля, в несколько тысяч пудов, масса колес и осей, смыты в воду [10]. Остановка работ в мастерских вызвала безработицу 1000 человек [11].
Утром 8 мая рабочие приступили к уборке цехов и расчистке территории мастерских [12]. К 21 часу вода ушла из всех цехов и постепенно вошла в русло. Однако обломки мостов и балок, прибитые к Каменному мосту, загородили пролеты, и к ночи вода поднялась и вновь затопила цехи.
Только 10 мая в железнодорожных мастерских смогли приступить к работе, а ремонтные бригады продолжали вылавливать из реки остатки деревянного настила и при помощи проволочных сетей уголь, смытый водой [4]. Убытки мастерских превысили 50 000 рублей [9].
Хроника событий 85 летней давности, сохранившаяся на страницах Екатеринбургских городских газет, дошла до нас и на двух открытках, выпушенных Екатеринбургскими железнодорожными мастерскими. Кто фотографировал, и сколько их было выпущено пока неизвестно. На первой, датированной 28 апреля, запечатлен момент сноса потоком воды деревянных пешеходных мостов. На второй, датированной 5 мая, снят момент разбора бетонного моста. Только благодаря открыткам до нас дошли реальные свидетельства об этих событиях.


28 апреля 1914 года.
Разрушение деревянных пешеходных мостов.

 
















5 мая 1914 года. Разбор бетонного моста.

















Источники:
1.   Зауральский край. — № 99. — 04.05.1914. — С. 3.
2.   Зауральский край. — № 103. — 08.05.1914. — С. 3.
3.   Зауральский край. — № 104. — 11.05.1914. — С. 3.
4.   Зауральский край. — № 107. — 15.05.1914. — Приложение.
5.   Уральская жизнь. — № 94. — 29.04.1914. — С. 3.
6.   Уральская жизнь. — № 95. — 30.04.1914. — С. 3.
7.   Уральская жизнь. — № 96. — 31.04.1914. — С. 3.
8.   Уральская жизнь. — № 98. — 03.05.1914. — С. 3.
9.   Уральская жизнь. — № 100. — 06.05.1914. — С. 3.
10. Уральская жизнь. — № 101. — 07.05.1914. — С. 3.
11. Уральская жизнь. — № 102. — 08.05.1914. — С. 3.
12. Уральская жизнь. — № 103. — 09.05.1914. — С. 3.