| В копилку краеведа
Сергей Кашанский
Зима 1913 — 14 гг. на Урале выдалась снежная, а весна сопровождалась небывалой за последние 85 лет погодой. В апреле начались сильные заморозки, в Екатеринбургском уезде термометр показывал: первого числа –34°C, второго –41°C, а 8 апреля –27,5°C, при этом морозы сопровождались снегопадами [3]. 14 апреля резко потеплело, началось бурное таяние снега, а с 18 апреля в уезде, повсеместно начались разливы рек и ручьев. В Верх-Исетском и Городском прудах уровень воды ежедневно поднимался на 10 — 15 см. В них скопилось огромное количество воды [5], для спуска которой администрацией железнодорожных мастерских были открыты все шлюзы.
27 апреля в Екатеринбургских железнодорожных мастерских напором воды испорчен главный водоспуск и турбина. Воздухопроводная труба, проходящая под мостом, повреждена, в результате остановлены работы в литейном и кузнечном цехах. Берега в пределах мастерских, несмотря на каменную обкладку, сильно подмыты, а часть левого обвалилась. 28 апреля потоком воды снесло два пешеходных, затоплен железобетонный и сдвинут железнодорожный мост [7]. К утру 29 апреля вода в городском пруду прибыла на 13 см. В мастерских разобраны остатки пешеходных мостов, а железнодорожный, напором воды, сдвинут на 2 метра [6].
Сергей Кашанский
Зима 1913 — 14 гг. на Урале выдалась снежная, а весна сопровождалась небывалой за последние 85 лет погодой. В апреле начались сильные заморозки, в Екатеринбургском уезде термометр показывал: первого числа –34°C, второго –41°C, а 8 апреля –27,5°C, при этом морозы сопровождались снегопадами [3]. 14 апреля резко потеплело, началось бурное таяние снега, а с 18 апреля в уезде, повсеместно начались разливы рек и ручьев. В Верх-Исетском и Городском прудах уровень воды ежедневно поднимался на 10 — 15 см. В них скопилось огромное количество воды [5], для спуска которой администрацией железнодорожных мастерских были открыты все шлюзы.
27 апреля в Екатеринбургских железнодорожных мастерских напором воды испорчен главный водоспуск и турбина. Воздухопроводная труба, проходящая под мостом, повреждена, в результате остановлены работы в литейном и кузнечном цехах. Берега в пределах мастерских, несмотря на каменную обкладку, сильно подмыты, а часть левого обвалилась. 28 апреля потоком воды снесло два пешеходных, затоплен железобетонный и сдвинут железнодорожный мост [7]. К утру 29 апреля вода в городском пруду прибыла на 13 см. В мастерских разобраны остатки пешеходных мостов, а железнодорожный, напором воды, сдвинут на 2 метра [6].
Литейный и кузнечный цехи частично
затоплены, работы в них, а также в механическом
цехе остановлены. Остатки пешеходного
деревянного моста унесены и застряли под
следующим, железным мостом. Вода переливает
через образовавшуюся запруду и не находя выхода,
заливает территорию мастерских. Разрушено много
станов для замены колесных пар. Купальня, бывшая
за третьим мостом, сорвана и унесена под
железнодорожный мост.
На территории города, обычно спокойная
Исеть, также наделала немало бед. Существовала
реальная опасность сноса ряда мостов, особенно
деревянного Сплавного (мост между ул. К. Маркса —
Радищева) [2]. Ниже Каменного (мост по ул. Малышева)
и Сплавного мостов снесено множество моек,
купален и мостков, часть из них разбита потоком, а
за Царским (мост по ул. Декабристов) затоплены
низкие берега [1]. Около Симановского моста (мост
по ул. Челюскинцев) вода залила набережную и
подтопляет жилые дома. На Спасской улице (ул. С.
Разина) затоплено еще два дома.
3 мая в Городском пруду вода прибыла на
9, а 4 мая поднялась еще на 10 см [8]. В механическом,
вагонном, кузнечном и литейном цехах вода стоит
на 70 см, фундаменты двух последних подмыты,
здания сильно накренились. 3 мая работы в них
остановлены. 600 человек остались без работы [8].
4 мая из Перми прибыли начальник
Пермской ж.д. А.Н. Тихомиров и начальник службы
пути В.Я. Ефимов, которые высказались за взрыв
бетонного моста, но предложение было отклонено.
Начата его ломка 60 рабочими. Работы продвигались
медленно [9], к вечеру 5 мая смогли разобрать
только настил [10].
В ночь на 6 мая вода в Городском пруду
поднялась еще на 13 см. Утром приступили к взрывам
ферм бетонного моста. К 12 часам прибыль воды
остановилась. Оборудование в цехах затоплено,
все запасы угля, в несколько тысяч пудов, масса
колес и осей, смыты в воду [10]. Остановка работ в
мастерских вызвала безработицу 1000 человек [11].
Утром 8 мая рабочие приступили к уборке
цехов и расчистке территории мастерских [12]. К 21
часу вода ушла из всех цехов и постепенно вошла в
русло. Однако обломки мостов и балок, прибитые к
Каменному мосту, загородили пролеты, и к ночи
вода поднялась и вновь затопила цехи.
Только 10 мая в железнодорожных
мастерских смогли приступить к работе, а
ремонтные бригады продолжали вылавливать из
реки остатки деревянного настила и при помощи
проволочных сетей уголь, смытый водой [4]. Убытки
мастерских превысили 50 000 рублей [9].
Хроника событий 85 летней давности,
сохранившаяся на страницах Екатеринбургских
городских газет, дошла до нас и на двух открытках,
выпушенных Екатеринбургскими железнодорожными
мастерскими. Кто фотографировал, и сколько их
было выпущено пока неизвестно. На
первой, датированной 28 апреля, запечатлен
момент сноса потоком воды деревянных пешеходных
мостов. На второй, датированной 5
мая, снят момент разбора бетонного моста. Только
благодаря открыткам до нас дошли реальные
свидетельства об этих событиях.
28 апреля 1914 года. Разрушение деревянных пешеходных мостов. |
5 мая 1914 года. Разбор бетонного моста. |
Источники:
1. Зауральский край. — № 99. — 04.05.1914. — С. 3.
1. Зауральский край. — № 99. — 04.05.1914. — С. 3.
2. Зауральский край. — № 103. — 08.05.1914. — С. 3.
3. Зауральский край. — № 104. — 11.05.1914. — С. 3.
4. Зауральский край. — № 107. — 15.05.1914. — Приложение.
5. Уральская жизнь. — № 94. — 29.04.1914. — С. 3.
6. Уральская жизнь. — № 95. — 30.04.1914. — С. 3.
7. Уральская жизнь. — № 96. — 31.04.1914. — С. 3.
8. Уральская жизнь. — № 98. — 03.05.1914. — С. 3.
9. Уральская жизнь. — № 100. — 06.05.1914. — С. 3.
10. Уральская жизнь. — № 101. — 07.05.1914. — С. 3.
11. Уральская жизнь. — № 102. — 08.05.1914. — С. 3.
12. Уральская жизнь. — № 103. — 09.05.1914. — С. 3.