«Несмотря на ранний час, на улицах было большое движение, повсюду шли подводы, нагруженные домашним скарбом. Всё это были люди, потерявшие надежду найти место на поездах и решившие ехать в Тюмень на лошадях. Многие шли пешком с котомками за плечами. Армия не дралась, а уходила на обозах, и трёхдневная беспорядочная эвакуация ещё сильнее действовала на психику. А кто бежал? Из кого состояли эти десятки тысяч беженцев, идущих пешком по шоссе? “Буржуи”? Нет! Их был небольшой процент. Бежал народ, не сочувствовавший красным
Она стояла неподалеку и, робко подойдя ко мне, спросила:
— Далёко ли можно идти по шоссе?
— Куда?
— Да вот от красных. Говорят, что недалёк уже конец света и дальше идти нельзя.
— Да ты сама-то откуда? — спрашиваю я.
— Мы-то с Польши.
— Как же ты попала на Урал?
— А как немцы подходили к нашей деревне, матка с батькой благословили меня и приказали уходить, я и пришла к вам на Урал.
— Как, пешком?!
— А то как же!.. Тут больше года работала на Верх-Исетском заводе, да вот они опять сюда идут.
— Кто, немцы?
— Не, красные… Говорят, они похуже немцев будут».
Эвакуация в Екатеринбурге. 1919 г. |
Русская дворянка-беженка на пути из Екатеринбурга в Омск. 1919 г. |
Американский консул, русский дворянин и его семья и сотрудники поезда Американского Красного Креста после эвакуации из Екатеринбурга в Омск. 1919 г. |
Авария на железной дороге вблизи Екатеринбурга. 1918-1919 г. |
Авария на железной дороге вблизи Екатеринбурга. 1918-1919 г. |
Фотографии:
Государственный музей-заповедник «Владивостокская крепость»
Государственный музей-заповедник «Владивостокская крепость»
Госкаталог