воскресенье, 12 сентября 2010 г.

Марина Сахарова: «Екатеринбург – задача со многими неизвестными»

Информационное агенство "Апельсин"
Текст: Артем Мельник

6 сентября 2010

Марина Сахарова — градостроитель. Родилась в 1961 году в Свердловске.

Закончила школу №9, художественную школу им. Хожателева, в 1983 году строительный факультет УПИ по специальности «Городское строительство».

С 1983 по 1996 годы работала в филиале Государственного Союзного Проектного Института (Глазов-Москва), с 2001 по 2008 год в Академии коммунального хозяйства им. Панфилова и ООО «Проект-Сервис» (Екатеринбург). Сейчас трудится в ООО «ВикторияИнвестСтрой». Любимые проекты: Город Глазов — «Автохозяйство (1986)», «Реконструкция парка культуры и отдыха. (1988)», «Квартал малоэтажной застройки. Таунхаусы (1992)», ХМАО – «Проект планировки Центральной части п.Березово(2002)» , «Генеральный план п.Междуреченский (2007)», Свердловская область — «Гостевой маршрут г.Первоуральска. Эскизный проект. (2006)», Башкирия — «Генеральный план п.Николо-Березовка (историческое поселение) (2008)», Екатеринбург — «Ночь музеев. Вишневый сад на Коробковской (2010)».


— Журналист Артемий Троицкий в программе «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» высказал достаточно интересную вещь о том, что «на смену политической жизни пришла гражданская самооборона». Одним из примеров этой гражданской самообороны, на мой взгляд, может послужить как раз митинг в защиту Каменного цветка. Как Вы можете прокомментировать высказывание Артемия Троицкого?

— Митинг в защиту Каменного Цветка – это, безусловно, выражение мнения горожан. Действительно, очень большое количество людей пришло, что не часто можно увидеть. Точнее, практически никогда не бывает. «Смена политической жизни»… — я бы не сказала. Политическая жизнь все еще продолжается, хотя бы на уровне одной партии.

— Насколько я знаю, Вы хотите создать волонтерское движение в защиту памятников истории и культуры. Как вообще Вам в голову пришла такая идея и каким Вы видите движение?

— Волонтерское движение — не совсем то. Мысль была о создании Центра реальной истории. История окружает нас на каждом шагу. Чем известен сейчас для многих Екатеринбург? Прежде всего, для большинства людей — это место расстрела царской семьи. Это не мое личное мнение, а совершенно официальные опросы. И это ужасно потому, что такой факт не может быть основным эпизодом истории, звучать как культурный бренд города. Кроме того, такой посыл вносит негатив в эмоциональном, психологическом плане. Какой-то странный ориентир. На самом деле, у нас в городе – очень много интересного. А главное — еще остались места, здания, к которым можно подойти, ощутить веяние других эпох. Есть жители Екатеринбурга, которые могут дополнить эти ощущения своими воспоминаниями. Профессионалы – историки, архитекторы, просто любознательные горожане способны помочь людям «почувствовать» эту непонятную многим красоту. Тогда для жителей, услышавших эхо судьбы города, появятся новые краски в отношении к нему. В третий раз, этой весной проходила акция «ПРО город» (в защиту памятников истории и культуры - прим.корр.). Сделали инсталляцию, думали, люди только поучаствуют в игре, сфотографируются. А всем хотелось узнать больше.Интересны были и каждый дом, и возможность сопоставления дня сегодняшнего со старыми картами. Увлекательное путешествие по истории Екатеринбурга еще остается возможным! Пора освободиться от патетических посылов к убийству царской семьи и раздвигать историю вширь.

— Центр Реальной истории в первую очередь будет вести просветительскую работу?

— Да, исследовательскую и просветительскую. Не сомневаюсь, что в архивах, библиотеках, воспоминаниях людей найдется немало интересного, что нужно просто вывести на улицы Екатеринбурга. Это позволит включить в судьбу города больше людей. Живая история — тема не только для ума, но и для души — любовь к городу становится глубже, чем отношение рядового обывателя.

— Центр реальной истории будет представлять собой сообщество активных неравнодушных профессионалов: историков и архитекторов?

— Не обязательно только профессионалов — главное: неравнодушных жителей города.

— Какие действия предпринимаете для запуска Центра?

— Обсуждала с деканом исторического факультета (Бабинцевым Владимир АлексеевичемМарина Сахарова: «Екатеринбург – задача со многими неизвестными» прим. корр.), аспирантами. Уже есть возможные направления деятельности. Но пока об этом еще рано говорить – сначала надо делать!

— Вы являетесь автором проекта «Мастер-Парк», и мне видится, что его главная идея — органичное сочетание деловых площадок, элементов паркового ландшафта, архитектуры XIX века. Насколько власти нужны такие компромиссные (в хорошем смысле этого слова) архитектурные проекты?

— Власть? Я совершенно уверена: власти мало что нужно, кроме собственных денег. Побывав на градостроительном Совете, я не услышала ни одной архитектурно-градостроительной мысли за 2,5 часа. Это ужасно.

— Какова была реакция на проект?

— Его сначала представили на пресс-конференции, где были все телевизионные каналы города. Но, СМИ и мнение профессионалов — это все-таки принципиально отличающиеся оценки. Я написала заявление в Союз Архитекторов о рассмотрении проекта. Там ответили: «Сейчас все на каникулах». И вдруг, за два дня до 17 июля 2009 года, я получаю вызов на Градостроительный Совет. Первоначально я делала проект в течение 3-х дней, и у меня, конечно, родились новые идеи, проект был в разобранном состоянии. Но мне ничего не оставалось делать, потому что если бы я не пришла на Градостроительный Совет – там просто бы рассмотрели без меня, поставили крест на проекте и спокойно разошлись. Проект я представила, но Совета не увидела. Обсуждения не было! И то, что Совета у нас в городе нет, это могу сказать однозначно. Раньше я работала с другими регионами: Удмуртия, ХМАО, Башкирия, и там была не такая ситуация. Там реально обсуждают проекты. А когда люди отвыкли от профессионального обсуждения — получается то, что получается.

— Профессиональную оценку архитекторов Вам удалось получить?

— Нет. Постаралась собрать на круглый стол специалистов, чье мнение наиболее значимо в архитектурной среде. Но, к сожалению, высказывания были очень обтекаемые.

— Если возвратиться к теме Каменного Цветка, то с архитектурной точки зрения насколько оправдано и правомерно возводить храм?

— В 2003 году у нас проходило рабочее совещание по генплану Ханты-Мансийска. Приехавшие архитекторы, попросили показать Екатеринбург. Мы выходили со стороны Плотинки как раз к Каменному Цветку. Открывшийся вид был похож на декорации: раскрашенная водонапорная башня, сделанные под старину часовня Святой Екатерины и памятник основателям города. Казалось, что большая рекламная надпись «Samsung» на улице Пушкина — самое гармоничное в этом пейзаже. Рассказ о рождении города и конструктивизме ушел на второй план. Гости, чтобы не обидеть, сказали: «Своеобразно, конечно!». Так что с точки зрения композиции, для меня проект Храма означает смену одного абсурда на другой. Но, в любом случае, я считаю недопустимым принимать решения, касающиеся территории общего пользования, без согласия жителей. Мне понравилась акция, когда на Татищева и де Генина надели коробки с изображениями Бивиса и Баттхеда — маски подходящее продолжение театральных декораций. Кстати, студенты из архитектурной академии для «ПРО Города» делали отличную инсталляцию «Точка отсчета». Это действительно точка отсчета для нашего города. У нас много мест в городе, по которым решения необходимы уже на ментальном уровне.

— Какие-то примеры можете привести?

— Недостроенная телебашня, Храм-на-Крови, выключенные из жизни на десятилетия кварталы в самом центре города, постоянно растущее множество заборов и заборчиков, оград и оградок. В «Правилах землепользования и застройки» только одно здание упоминается многократно — Храм-на-Крови. Обеспечение видовых коридоров и обзора! Как такое место может быть ориентиром? Просто бред какой-то.

— Ваш прогноз: построят храм на месте фонтана?

— Я думаю, нет.

— А вот если представить, что построят — как быть с коммуникациями?

— Коммуникации можно переложить. На самом деле, это не неразрешимая задача. Мировая градостроительная наука давно уже идет далеко впереди того, что делается у нас в городе.

— Какие еще в городе есть архитектурные проблемы, или Екатеринбург весь -архитектурная проблема?

— Сейчас, безусловно, да. Что такое центр города сейчас? Это место, где чуть ли не с каждого миллиметра хотят получить прибыль. Но архитекторы должны найти объекты, которые как-то значимы композиционно, эстетически, которые могут радовать глаз. Выдвинуть свои варианты, как их можно раскрыть. Зрение — основной источник информации. У людей, которые находятся в агрессивной, хаотичной и недружелюбной среде, сознание формируется в таком же ключе. Кстати, архитекторы, градостроители просто отходят от своего истинного предназначения. Задача градостроителя — сделать город для человека. Вряд ли она ставилась в большинстве построек последних лет, хотя она — самая важная.

— А сейчас задача — спроектировать новый ТРЦ?

— Все это – палка о двух концах: наступит момент, когда такие объемы торговых и офисных площадей окажутся невостребованными. Градостроительство – это не только эстетика и архитектура, а комплексное решение задач. Нужно учесть инженерно-геологические условия, включая геотектонику, движение пешеходов и транспорта, культуру и историю. Пока же решения принимаются только в зависимости от финансовой составляющей.

— Когда строили отель «Хаятт», получается, не учли геотектонические процессы?

— Насколько мне известно, да. На круглый стол, я приглашала заведующего отделом геомеханики Института горного дела УрО РАН, и его мнение именно такое. Очень понравилась его фраза «нужно знать норов земли», и очень удивило высказывание «я первый раз приглашен на обсуждение архитектурного проекта»! Так что для решения градостроительной «задачи» нужно максимально выявить все возможные «неизвестные». Только тогда «ответ» — здание, сооружение — будет по-настоящему верным.

Источник: http://apelcin.ru