понедельник, 5 января 2015 г.

Фамильные некрополи старинных уральских кладбищ

Кладбища Екатеринбурга

Опыт виртуального воссоздания
Моргунов Николай Иванович
член Союза дизайнеров России, зав. отделением имидж-дизайна Института урбанистики УралГАХА


Вторая статья из цикла "Мемориальная культура и искусство" знакомит с результатами работы по виртуальному восстановлению фамильного некрополя известного в Екатеринбурге ХIХ ― начала ХХ вв. рода Телегиных, прославившегося не только своей коммерческо-предпринимательской, но и общественной, религиозной, культурной и щедрой благотворительной деятельностью.

С самого начала своей колонизации Урал складывался как край с исключительно пестрой этнической и конфессиональной картиной.

Староверы со своим особым укладом жизни, разношерстный беглый люд, оторванные от родных мест переселенцы (крестьяне и работный люд) из Центральной России и Малороссии, космополитический торговый народ, служилые люди, казаки, военнопленные, наконец, разноплеменное коренное населении ― таков Урал XIX века.

Естественно, что и в расселении, и в видах занятий, и в вопросах веры, культуры, в родовых предпочтениях и земляческих связях наглядно проявлялось притяжение социально родственных групп и слоев населения, заселяющих необжитые земли горного края.

В реальной жизни границы этой мозаики постепенно становились все более размытыми. Но во все времена непроницаемыми для «чужих» оставались границы особых пространств, принадлежавших значительным этно-конфессиональным группам населения. Такими пространствами были кладбища. Не в самом большом уездном городе Урала ― Екатеринбурге их было больше десяти: несколько православных, два еврейских, лютеранское, старообрядческое, мусульманское. Были и располагающиеся в одном месте несколько разноверческих погостов, которые обязательно разделяла каменная кладбищенская стена.

Кладбище ― это не только своеобразная конфессиональная, но и социальная модель общества. Все то, что отделяет, разделяет, а также объединяет людей при жизни, ― род занятии, общественный статус, этническое и фамильное родство, сословность, вероисповедание ― находит свое отражение в «городе мертвых» в виде места захоронения, обустройстве места погребения, внешнего вида и ценности надгробий, даже эпиграфики. Все это ― достойные изучения вопросы, ответы на которые могут многое сказать о мемориальной культуре, искусстве, идеологии того или иного времени, местности или народа.

Особый интерес в этом плане представляют собой родовые (фамильные) некрополи.

Рис.1. Конструктивная модель памятника Е.А.Телегина (компьютерная реставрация).
Резной каменный крест-навершие. Крест выполнен из цельного каменного монолита. 
Материал ― серый мрамор. Устанавливается на трех анкерных стержнях.

В одних странах история династических (родовых) некрополей насчитывает тысячелетия, в других, особенно тех, где распространена кремация, она может отсутствовать совсем.

В христианстве, отвергшем языческое сжигание и обещающем верующим восстание из гробов во время Страшного Суда, фамильные захоронения получили самое широкое распространение. Как правило, это автономно выделенная территория кладбища, заполняемая захоронениями на протяжении многих десятилетий, а иногда столетий. Это особо чтимые объекты кладбищ. Склепы, величественные памятники, сени, кованые ограды, скамьи, фонари, киоты, декоративные посадки ― все это могло слагаться в прекрасные мемориальные ансамбли, над которыми всегда работали профессиональные архитекторы, скульпторы, мастера-камнерезы, кузнецы, литейщики. Ярких примеров таких ансамблей немало не только на знаменитых кладбищах дореволюционных российских столиц, но и всех крупных провинциальных городов: Нижнего Новгорода, Саратова, Самары, Ярославля. Немало их было и на кладбищах Екатеринбурга.

Рис.2. Конструктивная модель памятника П.Телегиной (компьютерная реставрация).Резной каменный крест-навершие. Крест выполнен из цельного каменного массива. Материал ― светло-серый мрамор. Устанавливается на трех анкерных стержнях.

Безусловно, культурная и художественная значимость фамильных некрополей велика. Но этим она не исчерпывается. Не меньшее значение имеет и тот факт, что фамильные некрополи ― это бесценная каменная летопись рода и, как правило, рода, оставившего значительный след в истории своего города.

Однако классовый гнев гегемона и воинствующих атеистов в войне с церквями и кладбищами обрушивался, в первую очередь, именно на фамильные некрополи ― воплощение и свидетельство эксплуататорской сути их мертвых хозяев. Вот почему на уральских кладбищах не найти ни одного уцелевшего фамильного некрополя ― склепы разорены и стали выгребными ямами, кресты и памятники разбиты и повалены, киоты выброшены, иконы сожжены.

И никакого значения не имело, что это мог быть фамильный некрополь семьи почетного гражданина города, много сделавшего для блага города известного промышленника, купца-благотворителя и т.д.

Рис.3. Конструктивная модель памятника А.Артемьевой-Телегиной (компьютерная реставрация). Литой чугунный крест-навершие. Крестоцветы внутри оконечностей и солнечные штрали средокрестия золотятся. Устанавливается заглублением в каменный массив.

Попытки воссоздать истинную картину православной мемориальной культуры и искусства невозможно представить, не произведя виртуального воссоздания прежде всего фамильных некрополей. Этой работе обязательно предшествует историческое исследование, которое наполняет работу гражданским и человеческим смыслом.

Предлагаемая публикация знакомит с результатами работы по виртуальному восстановлению фамильного некрополя известного в Екатеринбурге ХIХ ― начала ХХ вв. рода Телегиных, прославившегося не только своей коммерческо-предпринимательской, но и общественной, религиозной, культурной и щедрой благотворительной деятельностью. В семье главы рода Арсения Стефановича Телегина выросли прекрасные представители деловой и культурной элиты города, среди которых не только купцы первой гильдии, служители церкви, золотопромышленники, но актеры и люди удостоенные звания и статуса Потомственного Почетного гражданина Екатеринбурга.

И восстановление фамильного некрополя Телегиных ― это не просто научно-исследовательская и искусствоведческая работа. Гораздо в большей степени это морально-нравственный и этический акт, сродни восстановлению порушенных церквей и воздвижения Храма-на-Крови на месте казни царской семьи.

Рис.4. Конструктивная модель памятника Е.В.Телегиной (компьютерная реставрация). Кованый клеверный крест-навершие. Крест выполнен в традиции "вложенного креста" с обводкой. Внутренний крест покрывается сусальным золотом, обводка ― вороненая сталь. Устанавливается с помощью заглубления в каменную основу с последующей заливкой.

Краткая справка

Многолетние работы в области мемориальной культуры и искусства являются частью и логическим продолжением комплексной научно-исследовательской программы УралГАХА «Каменный пояс». По понятным причинам материалы по этой теме в обществе всеобщего оптимизма были «мало актуальны». За годы сорокалетнего умолчания множество интереснейших объектов, выявленных и зафиксированных еще в шестидесятые годы XX века, бесследно исчезли. Однако за это время появились компьютерные технологии, позволяющие по старым несовершенным фотографиям, беглым зарисовкам, идеально воссоздавать 3Д-модели исчезнувших артефактов. Таким образом открываются широчайшие возможности виртуального воссоздания, казалось бы, навсегда утерянного и практически неизвестного нашим современникам искусства и материальных свидетельств мемориальной культуры Урала. 3Д-моделирование фамильного некрополя Телегиных ― первый опыт виртуального воссоздание родовых захоронений известнейших в каждом уральском городе фамилий. И эта работа будет продолжена.

Она тем более ценна и актуальна, если учесть, что ни одного такого некрополя не сохранилось в целости. Все они представляют собой руины с большей или меньшей степенью разрушения.

Сегодня, когда Урал восстанавливает деловые, культурные, исторические и человеческие связи с проживающими за рубежом потомками русских эмигрантов с Урала, когда их визиты на историческую Родину всегда связаны с поиском «родного пепелища и отеческих гробов», у этой работы появляется исключительно важный гуманитарный, внешнеполитический и имиджевый смысл.

Что касается настоящей работы, то она проводилась по просьбе архиепископа Верхотурского и Екатеринбургского Викентия.

Результаты ее будут использованы для восстановления некрополя в материале.

Рис.5. Конструктивная модель памятника М.О.Телегина (компьютерная реставрация). Кованый клеверный крест-навершие. Крест выполнен с круглым средокрестием в виде стилизованного цветка (розы) на тонком стебле с процветшими ветвями внутри оконечностей.

Краткий исторический очерк семьи Телегиных

Если вы когда-либо посещали Ивановское кладбище, одно из старейших кладбищ Екатеринбурга, названное так в честь Иоанно-Предтечинского храма, то ваше внимание не мог не привлечь монументальный мемориальный комплекс, расположенный сразу же за алтарной абсидой церкви. Семь обезглавленных и ущербных, некогда прекрасных мраморных памятников, окруженных общей кованой оградой, образуют величественный фамильный некрополь известного в свое время в городе рода Телегиных, вписавших не одну яркую страницу в культурную и деловую историю Екатеринбурга.

Телегины ― это видные представители уральского купечества, немало сделавшие вместе с горнозаводчиками для прославления и процветания своего города и края.

По предположениям известного Екатеринбургского краеведа В.К.Некрасова, родословная этого семейства уходит корнями в северо-западные земли Российской Империи, что для Урала вообще и для Екатеринбурга, в частности, очень характерно. Многие фамилии уральских купеческих, предпринимательских, деловых кругов происходят из Вологодских, Тульских, Олонецких и других мест.

Первым хорошо известным представителем рода Телегиных являлся купец второй гильдии Арсений Стефанович, чья жизнь проходила на фоне бурных преобразовательных эпох. Родившийся еще при Екатерине Великой во времена блистательного триумфа российского абсолютизма в 1785 году, он застал и «грозу 12-го года», и «золотой век русской литературы», и, наконец, великие реформы 60-х годов.

Деятельный дух эпохи, сама жизнь индустриального края способствовали выдвижению целого ряда ярких, одаренных личностей. Принадлежит им и имя Арсения Телегина. Именно он заложил фундамент фамильного дела и стал во главе текстильного и швейного коммерческого дела на Урале.

Показателем благополучия семейств всегда являлись их особняки. Два основательных каменных дома Телегиных, на которых хозяин не пожалел декора, и по сей день стоят на углу улиц Вайнера (бывшая Успенская) и Попова (бывшая Симановская). В одном из них сейчас находится магазин «Букинист», второе здание занимает ювелирный магазин.

Нижние этажи домов (а были они выстроены слитно, смыкаясь стенами) занимал известный на весь город мануфактурный магазин. Кроме того, Телегины содержали большую лавку в Новом Гостином дворе (на месте сегодняшней мэрии на площади 1905 г.). Она не сохранилась.

Помимо торгового процветания семейства, Арсений Стефанович заложил и духовный фундамент рода, исповедуя две основные добродетели ― религиозность и умеренность. Хотя сам Арсений и его семейство были людьми отнюдь не бедными, никто никогда не мог упрекнуть их в показной расточительности и увлечении роскошью. Разумно распоряжаясь средствами, тем не менее, они выделяли значительные средства на строительство и поддержание храмов и древностей, сохранение реликвий города. Известно, что на деньги Арсения Стефановича был сделан золоченый иконостас Кафедрального собора, а он сам некоторое время даже был старостой этого храма. Большой заслугой Телегина перед церковью и городом стало строительство и открытие (освящение) 12 сентября 1846 года нового Иоанно-Предтечинского храма на его средства. Позднее (в 1860 году) за счет Телегиных и других купцов была возведена каменная ограда Ивановского кладбища. Выложенная из дикого камня и плитняка, с монументальными коваными воротами, ограда живописно выглядела на фоне зеленого лесистого ландшафта городской окраины. Сегодня от нее остались не менее живописные руины.

Как бы сейчас сказали, среди «судьбоносных событий» в жизни Арсения Стефановича нельзя не упомянуть о его замечательном исцеление от слепоты Краткое повествование об этом событии высечено на надгробном памятнике Арсения Стефановича. Скончался он 2 сентября 1866 года и был с почестями похоронен у алтаря возведенного его радениями храма. Рядом похоронена и его супруга Прасковья Ивановна, погребенная девятью годами раньше.

Сын Арсения Стефановича Ефим (12.01.1810 – 24.07.1890 гг.) и его внук Олимпий (1836 года рождения) полностью унаследовали дело и духовный стержень своего выдающегося предка и явились достойными его продолжателями.

Ефим Арсеньевич преумножил капитал своего родителя и достиг статуса купца Первой гильдии. Помимо торговли, Ефим в 70-х годах XIX в. активным образом начал осваивать золотопромышленное дело и операции с недвижимостью. Кроме своих основных занятий Ефим Арсеньевич принимал живое участие в общественной и религиозной жизни города: с 1870 года он являлся гласным Екатеринбургского уездного земства первого созыва, совмещая эту должность с 1872 года с постоянной работой в Екатеринбургской городской думе. Он продолжал жертвовать большие средства отцовскому детищу Иоанно-Предтечинской церкви; а в 1888 году выделил серьезную сумму для сооружения памятника Александру II «Освободителю» на Главной торговой площади (разумеется, до наших дней ни памятник, ни сама площадь не дожили). Примечательно, что добросовестная деятельность Ефима Арсеньевича Телегина не осталась незамеченной ― за многочисленные заслуги в 1885 году ему было пожаловано звание Почетного потомственного гражданина города Екатеринбурга.

Славную во всех смыслах семейную традицию продолжил сын Ефима Арсеньевича ― Олимпий, причислив к добродетелям своих предков еще одну ― благотворительность.

Список его свершений поражает и по сию пору. Являясь постоянным членом Екатеринбургского благотворительного общества, Почетным членом попечительского общества о доме трудолюбия, Почетным попечителем Екатеринбургского Алексеевского реального училища, членом екатеринбургского отдела Императорского Палестинского общества (1896–1903 гг.), а также членом комитета по строительству Симеоновской церкви-школы и старостой Крестовой церкви при Екатеринбургском архиерейском доме (1897–1902 гг.), он постоянно жертвовал многим нуждающимся организациям. Среди них детские приюты, пансион (общежитие) при Екатеринбургском Алексеевском реальном училище и даже гинекологическое отделение при городском роддоме.

Впечатляют и награды, которые по своим делам получил Олимпий Ефимович. 6 декабря 1898 года он был высочайше удостоен золотой медали «За усердие» на шейной Александровской ленте. А через четыре года как староста крестовой церкви он получает еще одну такую же медаль ― на шейной Владимирской ленте. Медаль эта была введена в наградную систему Российской Империи еще Александром I в 1801 году. Статуc медали предусматривал награждение купцов, мещан и крестьян за крупные пожертвования в пользу казны, армии и военной промышленности, особые повторные заслуги; награждались ей и потомственные почетные граждане. Надо сказать, что награждение золотыми медалями «За усердие», несмотря на их вековое существование, в отличие от серебряных, производилось достаточно редко, и подобные медали были истинно высокими знаками отличия.

В заключение рассказа об Олимпии упомянем, что его похороны состоялись 29 октября 1903 года. Отпевание свершил в кафедральном Богоявленском соборе преосвященный Никанор, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, а погребен был Олимпий на кладбище Ново-Тихвинского женского монастыря.

Заметную роль в жизни Екатеринбурга сыграл сын Олимпия Петр, родившийся в 1875 году. Интересы этого человека были связаны уже не столько с коммерцией, сколько с общественной, попечительской деятельностью, а также, что особенно примечательно, ― с театральной деятельностью.

Петр был пожизненным членом-жертвователем Екатеринбургского вольного пожарного общества; действительным членом благотворительного общества и общества покровительства животным; кроме того, он являлся старостой Александро-Невской церкви при Алексеевском реальном училище. Именно по духовному ведомству он был награжден, как и его отец, двумя золотыми медалями ― в 1904 году на шейной Анненской, а в 1914 ― Александровской лентах.

Однако природное призвание привело Петра в конце концов в мир театра, и после окончания русско-японской войны он окончательно ушел на профессиональную сцену, оставив купеческую деятельность, являясь одновременно антрепренером и артистом под псевдонимом «Заречный».

Увы, дальнейшая судьба его точно неизвестна Считается, что Петр Олимпиевич с семьей, как сотни деловых и тысячи многих других граждан России, был вынужден эмигрировать после известных потрясений в Китай. Эти потрясения и последующие годы стерли память о славном купеческом роде Телегиных, так много сделавшем для процветания своего города, края и отечества – роде, который, вне всяких сомнений, является высоким деловым и нравственным примером для сегодняшних предпринимателей.

И все же остались свидетельства того, что сама земля продолжает хранить память о некогда покинувшей ее не по своей воле роде Телегиных.

И хотя не сохранилось Ново-Тихвинскогс кладбище, а по одной из его некогда красивейших аллей (которая теперь гордо называется улицей Народной Воли) проносится поток машин и где, вероятно, покоится (если это можно назвать покоем) прах некоторых членов рода Телегиных, все же есть куда придти поклониться знаменитым землякам за все ими сделанное для нас.

И место это ― Ивановское кладбище, где в ближайший же год по обмерам и графическим моделям дизайнеров Уральской государственной архитектурно-художественной академии будет воссоздан замечательный памятник мемориального искусства Урала ― семейный некрополь рода Телегиных.

Эпилог

Когда-то все равно должно было придти время духовного отрезвления нашего сбившегося с духовного и нравственного пути народа. И оно пришло. Пришло при нас. И сегодня, когда мы стоим перед искалеченными вандалами священными камнями надгробий, как не вспомнить слова: «Мертвые срама не имут, но имут живущие днесь». Простим же тех, кто это сделал. Они воистину не знали, что творили.

И как нам не благодарить тех, кто по зову совести и веры взялся за то, чтобы восстановить некрополь в его первозданном виде?

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий