суббота, 11 февраля 2023 г.

Колонизация, борьба коренных народов и культура протеста

Екатеринбург — не только город заводов. Что еще важно знать об истории города в год его 300-летия


11 января, 2023 г. Автор: IMC


В 2023 году Екатеринбург отметит свое 300-летие. Власти заявляют, что во время празднования уделят большое внимание истории города. Например, в Екатеринбурге появится историческая реконструкция, которая будет состоять из эпизодов, связанных с историей и бытом Екатеринбурга XIX и начала XX веков.

При этом для многих из нас история города ограничивается лишь ключевыми событиями последних веков. Мало кто на самом деле знает, кто населял эту территорию до появления здесь горнозаводских предприятий и какую роль в ее развитии сыграли коренные народы.

It’s My City поговорил с этнографом и научным сотрудником Музея истории Екатеринбурга Вячеславом Печняком и выяснил, как отразилась колонизация на жизни местных народов и как благодаря им город стал центром толерантности и «культуры несогласия».

Фото предоставлено Вячеславом Печняком


Как Урал стал «краем металла» еще до появления заводов


— Первые люди здесь появились еще в эпоху Среднего и Верхнего палеолита (около 60 тысяч лет назад). С того момента на территории современного Екатеринбурга постоянно кто-то жил. Это место всегда было перекрестком культур, было обнаружено много стоянок первобытного человека.

Металлургическая слава города начинается задолго до даты его основания. Урал — это край металла еще с Бронзового века. В это время здесь жила важная для всей Евразии культура — иткульская (первое тысячелетие до н. э.). Ее представители уже тогда были литейщиками, работали с бронзой.

Это был небольшой коллектив людей, всего 20–25 человек. Именно иткульцы основали культуру литейщиков. Их следы находят на Шарташе, Уктусе, а также на озере Иткуль (Челябинская область). Иткульцы даже торговали с царями Древней Персии. Это говорит о том, что уже тогда наши изделия были очень высокого качества.

Местные литейщики изготавливали оружие и украшения: подвески, железки, птиц с человеческими частями тела. Когда смотришь на это, кажется, что идеи для творчества связаны с трипами после грибов, потому что шаманы этих племен нередко употребляли психотропные вещества.

Бронзовые украшения иткульцев


Дальше, в Железном веке, во времена великого Тюркского каганата (552–603 гг.) сюда приходят тюрки — кочевые племена, которые жили в степях центральной части Евразии. В это же время на всей территории современного Екатеринбурга и на севере Свердловской области жили протоугры — предки манси и хантов.

Потом сюда пришли и венгры — еще один финно-угорский народ. В период с IV по VIII век здесь обосновывается тюркское население. Тюркский каганат сменяется Восточным тюркским каганатом, а потом и Золотой Ордой. Из Средней Азии приходят протобашкиры, которые становятся основным тюркским населением. Тюркская миграция здесь продолжается до взятия московским царством Казанского ханства в XVI веке. На эти же территории начинают приходить татары, марийцы, а с начала XVII века и первая русская колонизация.

Мне кажется, ничего из истории коренных народов не умалчивается. Если прийти в историко-краеведческий музей, то можно увидеть огромное количество находок. Тех же иткульцев или саргатов (родственники скифов — прим. ред.). Не будем забывать и про скандального Шигирского идола (внимание к нему как к объекту истории вызывает раздражение у части православного населения Екатеринбурга — прим. ред.).

Многие люди об этом мало знают, так как ограничиваются лишь школьным курсом истории. Но и создателей учебников тоже можно понять — тяжело уложить 60 тысяч лет истории в несколько параграфов.

Осваивать Урал русские начали после успешного сибирского похода Ермака.
Картина «Переход по рекам в Сибирь» художника Павла Шардакова


Восстание, миграция и слияние. Как коренные народы встречали колонизацию и была ли она насильственной


— Сложно сказать однозначно, была ли русская колонизация насильственной. Понятно, что если мы возьмем Северную Америку, где были самые воинственные индейцы типа ирокезов (а их предки, кстати говоря, жили здесь, на Севере Евразии) или апачи, они довольно сильно пострадали от колонизаторов. В плане общей практики у нас, конечно же, все было мягко, никого полностью не истребляли.

Интересно, что в те времена российское государство ценило человека как ресурс. Во времена Ивана III (конец ХV века), в Московском царстве проживало четыре миллиона человек — мизерная цифра для такой большой территории. Человеческого ресурса не хватало, потому со многими пытались договориться.

В ситуации с будущим Екатеринбургом не было универсальной тенденции. Существовало три сценария взаимодействия коренных народов с колонизаторами.

Первый вариант — уход с территорий. Поскольку манси уже не были такими воинственными, как в ХV–ХVI веках, они просто начинают уходить на север. Они были охотниками и таежными оленеводами, им было без разницы, что там русские делают. Манси просто поднимались вверх по карте и совершенно хорошо себя чувствовали. Не зря у нас сейчас манси живут только в самой северной точке области, потому что они постоянно двигались туда.

Вторая стратегия поведения местных — восстание. Это в первую очередь касалось башкир. Один из известных случаев — когда объединенное войско башкир и черемисов (марийцев) сожгло Арамашевскую Слободу (территория современного Режевского района — прим. ред.). Не будем забывать, что башкиры примкнули и к Емельяну Пугачеву. Некоторые заводы в окрестностях Екатеринбурга все-таки им удавалось сжигать, что, конечно же, заканчивалось наказаниями.

Однако на самом деле было все гораздо проще. Российские колонизаторы выбрали стратегию осаживания — отучили коренные народы от кочевого образа жизни и перевели в поселки. Они перестроились на другой хозяйственный тип — стали заниматься земледелием, помимо скотоводства, что раньше для них было совсем не характерно. Поменяв их хозяйственно-культурный тип, колонизаторы нейтрализовали активное сопротивление, и набеги быстро прекратились.

Третий путь — интеграция местных с русскими. В этом плане российская империя взяла стратегию Византии. Очень много выходцев из разных народов имели в России социальный лифт. Многие из них становились частью Российской империи — становились рабочими и даже переходили на военную службу. Таким образом к середине XIX века заводы полностью обезопасили от набегов.

Набеги башкир на русские поселения

Как этнолог могу сказать, что народы никуда не исчезают. Они либо ассимилируются и составляют для пришедшего нового народа основу, либо эволюционируют дальше. Например, на Урале были протоугры, а стали ханты и манси. Один народ исчез, а два осталось. Они генетически связаны, но есть и культурные различия. Современные русские — это тоже не поляне и кривичи, этих народов уже нет давно. Русские сейчас — это совершенно другой народ.

Многие элементы культуры остались тут. Об этом нам говорят и топонимы. Например, в районе Первоуральска действует Билимбаевский завод. По названию понятно, что это была башкирская территория. Даже Шарташ — слово тюркского происхождения, означает желтый камень, золото. Всего, по официальным данным, в Екатеринбурге сейчас проживает 162 национальности. Мир расширился, и помимо трех языковых семей (уральской, алтайской и индоевропейской) появились другие языки.

Русские на Урале и сами были неоднородны. Все из-за разных взглядов на христианство


— Основное население было старообрядцами, причем разных согласий. Если мы посмотрим внимательнее, то и официальные церкви появляются слишком поздно — примерно через 50–60 лет после основания завода.

В Екатеринбурге существовало четыре основных согласия: поморское, часовенное австрийское, а также единоверие. Взаимодействие между ними шло как у представителей разных конфессий, но каких-то серьезных разногласий не было. Например, такая ситуация была на Ревдинском заводе в XIX веке: в одном конце завода трудились старообрядцы, а в другом вообще верующие синодальной церкви. А управлял этим всем лютеранин.

Поэтому сложности были и не только во взаимодействии с представителями других национальностей. Тут и русские неоднородны, поэтому сложно было всем понимать друг друга.

Фото: Музей истории Екатеринбурга

Перекресток культур. Стоит ли Екатеринбургу иначе смотреть на свою историю?


— Конечно, отрезок истории про заводы короткий, но очень яркий. Мне кажется, можно рассмотреть горнозаводскую историю Екатеринбурга с другой оптикой. Например, как образец настоящей толерантности, когда несколько самодостаточных и полноценных народов и конфессий сосуществуют друг с другом. Не вот этой современной истории, когда одни радикалы против других используют толерантность как дубинку.

Урал и Екатеринбург — носители истинной толерантности и культуры несогласия, которые нужно распространять по всему миру. Когда вы имеете право что-то не одобрять, но у вас есть границы, за которые вы не переходите.

Такие вещи проявлялись в бытовых моментах: походах в гости, помощи в сельскохозяйственной деятельности, отмечании праздников. Есть еще один нетипичный пример — восстания углежогов на Первоуральских и Ревдинских заводах в 1781 году. Те, кто готовили уголь для домны, были недовольны повышением норм по производству. Рабочие старообрядческого поселка Шайтан-це и Ромодянской Стороны Васильево-Шайтанского завода (сейчас город Первоуральск — прим. ред.) объединили свои силы и пошли против горнозаводской власти.

Так и сейчас. Мне кажется, в этом смысле Екатеринбург будет и дальше перекрестком культур. Появляются и другие вопросы — тема гендеров, отношения к ним. Хочется, чтобы соловьи прекратили кукарекать на город и начали перенимать наш опыт терпимости.