воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Кто выше мэра?

 Татьяна Казанцева, Облгазета, 2013

Восемнадцать лет назад на крышу администрации Екатеринбурга
после пятилетней реконструкции вернулись «люди труда» – трёхметровые
скульптуры, символизирующие представителей разных профессий.
Фото Алексея Кунилова

Сегодня молодые горожане с интересом разглядывают и фотографируют скульптуры на крыше мэрии, но порой иронически называют их «горгульями». Кого именно изображают трёхметровые фигуры, они не знают. Выяснилось, что и представители старшего поколения затрудняются с идентификацией скульптур. Кто же день и ночь смотрит на уральскую столицу сверху вниз?

Сегодня здание мэрии венчают 16 фигур — собирательных образов шахтёров, атлетов, колхозниц, музыкантов, учёных, которые по замыслу советских создателей олицетворяли рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию. Эти скульптуры были установлены в 1950-е годы, когда здание горсовета надстроили — появились башня с часами и шпиль. В начале 90-х годов бетонные изваяния решили снять из-за того, что они совсем потрескались, раскрошились и грозили обвалиться на прохожих. Тогдашние городские власти даже поставили по периметру здания большие цветочные вазы, мешающие близко подойти к стенам горсовета — «во избежание». А потом всё же решились и отправили скульптуры на реставрацию — в свердловские-екатеринбургские мастерские объединения «Росмонументискусство».


Трёхметровые фигуры из алюминиевых листов имеют внутренний каркас,
который надёжно держит «тело». Скульптура с «приветствующей» рукой
на снимке сверху, судя по кирке в опущенной руке, — «шахтёр». А за ним —
«колхозница» со снопом колосьев. Эти фигуры повторяются на другой стороне
фасада мэрии. Кстати, горожане говорят, что часто видят возле «шахтёра»
больших ворон — наверное, им удобно отдыхать на его протянутой руке.
Фото devel43.livejournal.com


Реставрировали «людей труда» три мастера — Н.Куклин, А.Чернышов, В.Задорин. Было решено восстановить их не в бетоне, а в алюминии. Части из алюминиевых листов сваривались, вся фигура тонировалась, а затем под неё подводился каркас — получалась легкая, прочная и устойчивая статуя.

Работали неспешно — финансирование подводило, к тому же в то время постоянно шли идеологические споры — нужны ли на горсовете «шахтёр», «колхозница», «скрипачка»? Было решено, что художественной ценности они не имеют. Дело в том, что создавались эти фигуры наспех группой авторов, и настолько небрежно, что реставраторам приходилось исправлять их ошибки. Например, голова атлета сидела на такой длинной и неестественно повернутой шее, что чуть не падала на правое плечо. Но зданию они всё же придавали неповторимость, подчёркивали своеобразие «сталинского ампира».

Возвращаться на своё законное место фигуры начали только в августе 1995 года. Тогда вернули только четыре изваяния, со временем к ним прибавились и остальные собратья. Сегодня в администрации Екатеринбурга, кажется, уже не осталось людей, знающих, «кто есть кто». Кого изображают скульптуры, есть ли у них официальные названия, затруднились ответить практически все собеседники — сотрудники управления делами, управления зданиями мэрии и даже Главархитектуры. В отделе по делам архивов администрации Екатеринбурга вопрос «ОГ» назвали интересным, но сообщили, что архив ведёт свою работу с 1992 года, поэтому данных о фигурах здесь нет. Не смогли вспомнить историю двадцатилетней давности и городские депутаты, включая тех, кто уже не первый созыв заседает в местном парламенте.

Новое лицо в мэрии Екатеринбурга — Евгений Ройзман, на днях получивший удостоверение главы города, нашим вопросом заинтересовался.

— Я не знаю, что именно это за скульптуры, но очень интересно узнать. Насколько мне известно, к их созданию приложил руку тот же скульптор, чьи работы — «метательница копья» и «дискобол» — когда-то стояли на Набережной городского пруда со стороны дома Севастьянова. Они, к слову, изображены на картине Александра Бурака 1947 года.

Евгений Ройзман пообещал в ближайшее время выяснить историю создания фигур, поговорив со знакомыми художниками. Есть ещё одна любопытная деталь, которую нам не смогли пояснить историки и краеведы: сколько фигур было установлено изначально? Как нам сообщил наш коллега Владимир Голубев, правнук архитектора Георгия Голубева, который в своё время создавал здание мэрии, раньше на крыше здания было больше скульптур, чем сейчас. Видимо, какого-то шахтёра или колхозницу всё-таки сместили со своего постамента.