понедельник, 25 ноября 2013 г.

Послушание... фотографией

Виталий Шитов, 
историк, член Уральского общества краеведов. г. Екатеринбург.

Более чем вековая история монастырской фотографии на Урале берёт своё начало в 1897 г. в одном из самых крупнейших женских монастырей ― Ново-Тихвинском. Случилось это во времена управления монастырём игуменьи Магдалины (Досмановой) по распоряжению Екатеринбургской Духовной Консистории. Историк Н.П.Штейнфельд в 1901 г. в своей книге, посвящённой столетию Екатеринбургского Ново-Тихвинского первоклассного Девичьего монастыря, писал следующее: «Из сестёр (монастыря ― прим. автора), занимающихся иконописанием и рисованием, более способные под руководством местного фотографа (вероятнее всего, В.Л.Метенкова ― прим. автора) ознакомлены с делом фотографических работ, в чем весьма преуспев, самостоятельно теперь ведут фотографическое искусство...». В верхнем этаже северо-западной части здания иконописной и позолотной мастерских был обустроен павильон для фотографий. Согласно данных «Страховой оценки Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря» за 1910 г. «павильон имел длину 13 аршин, шириною 9 аршин, потолок в нём с южной стороны деревянный, оштукатуренный, в длину павильона, высотой 4/2 аршина и из рам со стеклами 6 аршин. Павильон отапливался двумя голландскими печами» (РГИА Ф. 799, оп. ЗЗ, д. 438, л. 9 об.).

Фотографическая мастерская была оснащена необходимой аппаратурой, оборудованием и материалами, которые были приобретены всё у того же фотографа В.Л.Метенкова, имевшего оптово-розничный магазин и склад фотопринадлежностей на Вознесенском проспекте г. Екатеринбурга. Первоначально сёстры монастыря под руководством матушки Августины производили копирование древних икон, литографированных ликов святых и достопамятных по святыне и древности реликвий при помощи фотографической аппаратуры. Позднее они стали производить съёмку портретов священнослужителей, сестёр и послушниц монастыря стандартного формата, так называемых «визиток» и «кабинет-портретов».

Бессменным руководителем светописной (фотографической) мастерской была матушка Августина. Согласно формулярным спискам за 1912 г., хранящимся в ГАСО, монахиня Августина, в девичестве Вера Гребнева, родилась в 1859 г. в крестьянской семье Сысертской волости. В 1874 г. 15 лет от роду поступила в монастырь, где обучалась чтению, письму и иконописанию. В 1900 г. приняла постриг. Руководила работами в иконописно-чеканной мастерской и в монастырской фотографии (ГАСО Ф. 603, оп. 1, д. 719, б.л.).

Монастырской фотографией и иконописанием занимались послушницы Поспелова и Ежевских. Архивные данные за 1912 г. дают о них следующие сведения.

Поспелова Раиса Александровна ― рясофорная послушница. Родилась в 1881 г. в семье Грязков­ского сельского учителя Камышловского уезда. Поступила в монастырь в 1886 г., где обучалась чтению и письму. Послушание проходила в иконописной и фотографической мастерских. (ГАСО Ф. 60З, оп. 1, д. 719, б.л.).

Ежевских Наталья Григорьевна ― послушница. Родилась в 1879 г. в крестьянской семье Закамышловской волости Камышловского уезда. Чтению и письму обучалась в доме родителей. Поступила в монастырь в 1893 г. Послушание проходила в иконописной и фотографической мастерских. (ГАСО Ф. 603, оп. 1, д. 719, б.л.).

Деятельность монастырской фотографии, как и других мастерских, была прервана революцией. Монастырь был закрыт Советской властью. Ныне Ново-Тихвинский женский монастырь возрождается, восстанавливаются его храмы, воскрешая былую славу и величие.