четверг, 20 ноября 2014 г.

Екатеринбург. Конструктивизм

О судьбе архитектурного наследия 20-х годов прошлого века в одном из крупнейших городов нашей страны

Екатеринбургу однажды фантастически повезло. Бурное строительство первых советских пятилеток очень кстати совпало с непродолжительным периодом, когда официальным архитектурным стилем советского государства стал конструктивизм. По стечению обстоятельств, именно в это время в городе работала целая плеяда выдающихся архитекторов, которые таким образом получили возможность реализовать здесь свои самые смелые проекты. В результате Екатеринбург, точнее Свердловск, как он тогда назывался, оказался буквально нашпигован памятниками архитектуры мирового уровня. В городе насчитывается порядка 140 конструктивистских построек, занимающих иногда целые кварталы. Такой концентрации памятников советского конструктивизма нет больше нигде в мире. Будущее уникального ансамбля, однако, выглядит далеко не безоблачным. Среди российских городов Екатеринбург печально знаменит, пожалуй, самым варварским отношением к своему архитектурному наследию. Строительный бум последних десятилетий уже похоронил почти без остатка деревянную архитектуру дореволюционного Екатеринбурга. Сейчас застройщики при преступном попустительстве городских властей уверенно расправляется с последними остатками каменных дореволюционных построек. Следующий на очереди — советский конструктивизм. Причем счет невосполнимым утратам среди конструктивистских памятников Екатеринбурга уже открыт.

1. Вид на исторический центр Екатеринбурга 
со смотровой площадки небоскреба «Антей».

















Только на эту панораму окрестностей Городского пруда попало сразу восемь памятников архитектуры советского конструктивизма. Такую плотную концентрацию памятников архитектуры XX века во всём мире можно найти, пожалуй, ещё только в индийском Чандигархе, полностью построенном по проектам великого Ле Корбюзье, да в бразильской столице Бразилиа, возведенной по проекту Оскара Нимейера. На снимке видны: Первый дом Горсовета, Главпочтамт и дом Уралснабторга на проспекте Ленина; спортивный комплекс «Динамо» на стрелке Городского пруда; жилой дом УНИХИМа на набережной Городского пруда; дом Уралснабсбыта, ныне Уральская архитектурно-художественная академия по улице Карла Либкнехта; Дом старых большевиков и жилой комбинат НКВД, известный также как Дом чекиста, по улице 8-го марта.

2. Общежитие для малосемейных сотрудников НКВД в комплексе 
Городка чекистов, ныне гостиница «Исеть».


















Городок чекистов был построен в 1929–1936 годы группой архитекторов под руководством Ивана Антонова. Ансамбль из четырнадцати зданий занимает целый квартал между проспектом Ленина и улицей Первомайская. Городская легенда утверждает, что в плане комплекс представляет из себя серп и молот, обрамленный знаменами революции, где серпом будто бы является гостиница «Исеть», молотом — соседнее здание клуба имени Дзержинского, а жилые корпуса образуют знамена. В действительности сходство с серпом и молотом весьма условно, однако архитекторы со всего мира мечтают попасть в Екатеринбург только для того, чтобы своими глазами увидеть этот шедевр советского конструктивизма. К сожалению, уникальный архитектурный памятник пребывает сегодня в весьма плачевном состоянии.

3. Винтовая лестница клуба имени Дзержинского в Городке 
чекистов, ныне Свердловский областной краеведческий музей.

















Лестница клуба имени Дзержинского является одним из немногих интерьеров советского конструктивизма, сохранившимся до наших дней практически в первозданном виде. Балочное перекрытие лестницы образует пентаграмму в виде пятиконечной звезды, а сама лестница, вопреки неписанным архитектурным правилам, закручена против часовой стрелки. Другие интерьеры клуба имени Дзержинского серьезно пострадали при реконструкции здания под нужды краеведческого музея. В частности, был безвозвратно утрачен кинозал с деревянной конструктивистской отделкой.

4. Дом связи, ныне главпочтамт, на проспекте Ленина.

















Здание главпочтамта построено в 1934 году по проекту московского архитектора Константина Соломонова. Городская легенда утверждает, что здание своими формами напоминает трактор. Последнее время один из титульных памятников архитектуры советского конструктивизма в Екатеринбурге со всех сторон плотно завешан рекламными плакатами.


5. Дома-коммуны Гостяжпромурала на проспекте Ленина.

















Занимающий два квартала жилой комплекс был построен в 1931–38 годах группой архитекторов под руководством Георгия Валёнкова, одного из ключевых уральских архитекторов эпохи конструктивизма. Среди горожан этот памятник больше известен как дома-расчески. Симметричные шестиэтажные жилые корпуса, объединенные внутри двора общественными зданиями, напоминают в плане гигантские гребни.


6. Дом физкультуры «Динамо» на стрелке Городского пруда, 
ныне спортивный комплекс «Динамо».

















Здание, напоминающее своими формами плывущий корабль с капитанским мостиком на крыше, построено в 1931–34 годах по проекту Вениамина Соколова, одного из самых известных представителей архитектурного авангарда на Урале. В 1980-е годы городские власти планировали снести памятник архитектуры ради сооружения на стрелке Городского пруда монумента погибшим в Великой Отечественной войне. Тогда общественность Свердловска смогла отстоять один из символов города.

7. Большая операционная с сохранившимся сплошным 
остеклением эпохи конструктивизма в родильном и гинекологическом 
отделении Медгородка, ныне Научно-исследовательский институт 
охраны материнства и младенчества.



















Здание родильного и гинекологического отделения было построено в 1929–1930 годы вместе с шестью другими корпусами Медицинского городка по проекту архитектора Георгия Голубева, ещё одного классика советского конструктивизма на Урале. Оригинальное остекление операционной площадью около 50 квадратных метров сохранилось до наших дней буквально чудом — у института элементарно не хватает средств, чтобы заказать пластиковые стеклопакеты такого размера. Изначально в операционной был оборудован еще и балкон, с которого студенты медицинского института могли наблюдать за операциями.

8. Северный фасад здания родильного и гинекологического отделения 
Медгородка, ныне Научно-исследовательский институт охраны 
материнства и младенчества, с сохранившимся сплошным 
остеклением большой операционной.



















Сегодня над этим уникальным памятником советского конструктивизма нависла угроза уничтожения. Проблема в том, что на расположенном по соседству Центральном стадионе должны пройти отборочные матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года. В рамках облагораживания прилегающей территории накануне мирового первенства городские власти уже приняли решение переселить НИИ в другое место, а само здание реконструировать. С учетом сложившейся в Екатеринбурге градостроительной практики, это означает либо полное уничтожение памятника архитектуры, либо его перестройку до неузнаваемости. Одновременно местные бизнесмены планируют возвести рядом комплекс небоскребов «Стражи Урала». Уже ведутся разговоры, что было бы неплохо снести здание, расчистив таким образом подъездные пути к будущим небоскребам.

9. Утренняя линейка сотрудников НИИ охраны материнства 
и младенчества в Большом зале ученого совета в здании родильного 
и гинекологического отделения Медгородка. Этот зал является одним 
из немногих интерьеров советского конструктивизма, сохранившихся 
до наших дней почти в первозданном виде.





















10. Типичное для конструктивистских построек круглое 
окно одного из вестибюлей родильного и гинекологического отделения 
Медгородка, ныне НИИ охраны материнства и младенчества.



















11. Дом юстиции, ныне здание Свердловского областного суда, 
и жилой дом для сотрудников юстиции в ансамбле Городка юстиции 
на улице Малышева.



















Городок юстиции был построен в 1932 году по проекту архитектора Сергея Захарова на тогдашней окраине города, около Екатеринбургской пересыльной тюрьмы. Почти одновременно через дорогу от Городка юстиции вырос Медицинский городок, занимающий сразу несколько кварталов. Строительство таких масштабных комплексов зданий, объединенных одной функцией, стало для того времени совершенно передовой архитектурной идеей, которая в Западной Европе была в полной мере реализована только во второй половине XX века.

12. Бывший детский сад комплекса Городка юстиции, 
так называемый дом-улитка.

















Один из самых интересных и одновременно самых малоизвестных памятников архитектуры советского конструктивизма надежно спрятан от посторонних глаз во дворах Городка юстиции, между гаражами и оградой Екатеринбургской пересыльной тюрьмы, ныне Свердловского областного следственного изолятора. Центральный стадион, на котором должны пройти отборочные матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года, расположен через дорогу от СИЗО. Городские власти уже объявили о намерении перевести следственный изолятор в другое место. Как при этом сложится судьба расположенных вокруг памятников советского конструктивизма пока не ясно.

13. Дети играют в хоккей во дворе Городка чекистов.
















Городская легенда утверждает, что под хоккейным кортом якобы находится стрелковый тир, в котором в годы сталинских репрессий проводились расстрелы обитателей самого Городка чекистов и расположенного через дорогу жилого комплекса Гостяжпромурала. Наличие каких-то неизвестных подземных сооружений в этом месте косвенно подтверждает тот факт, что все инженерные сети почему-то обходят территорию корта стороной. Примечателен и тот факт, что главный архитектор Городка чекистов Иван Антонов не стал искушать судьбу и ещё до окончания строительства бежал в Финляндию, воспользовавшись подвернувшейся возможностью. На заднем плане возвышается общежитие для малосемейных сотрудников НКВД, ныне гостиница «Исеть», возведенное в 1932–1934 годы по проекту Ивана Антонова. Типичные для архитектуры конструктивизма балконы на верхних этажах здания сегодня находятся в аварийном состоянии.

14. Вдова офицера НКВД Ольга Петровна Тетерина 
в своей квартире в Городке чекистов.

















Сейчас Ольге Петровне 92 года, в Городок чекистов она переехала вместе с мужем еще до войны. Типовые трехкомнатные квартиры для высокопоставленных сотрудников НКВД имели невероятную по тем временам жилую площадь 97 квадратных метров, но при этом в квартирах не предусматривалось ни кухни, ни ванной. Баня и общественная столовая располагались в корпусах во дворе Городка чекистов. Предполагалось, что новому социалистическому стилю жизни будут чужды бытовые хлопоты, поэтому мыться и питаться сотрудникам НКВД полагалось совместно. На территории Городка чекистов располагались также собственные поликлиника с аптекой, детский сад, прачечная, магазины и даже собственная радиоточка.

15. Ванная, совмещенная с кухней, в квартире Ольги Тетериной 
в Городке чекистов.

















Собственные кухни и ванные комнаты появились в Городке чекистов только в результате послевоенных перепланировок, когда идея социалистического общежития немного утратила актуальность. Приходилось выкручиваться. Где-то удалось разместить кухню в ванной, в других квартирах под кухню вынужденно приспособили прихожую.

16. Дворовый фасад жилого корпуса Городка чекистов 
по улице Первомайской.

















Комплекс Городка чекистов имеет официальный статус памятника архитектуры федерального значения и вполне мог бы претендовать на включение в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. При этом фасады жилых корпусов не ремонтировались уже несколько десятилетий, а хозяева квартир проводят несогласованную замену оригинальных деревянных оконных рам на пластиковые стеклопакеты произвольной конфигурации и цвета. В квартире Ольги Тетериной тоже поменяли деревянные рамы на пластик. Теперь невестка Ольги Петровны жалуется, что всего пять лет прошло, а уже дует из всех щелей, тогда как старые деревянные окна не нужно было даже заклеивать на зиму. К тому же раньше между рамами ещё оставалось место для банок с вареньями и соленьями, которое стеклопакетами не предусмотрено.

17. Модельер Дарья Федотова и диджей Артем Дербенев, современные 
жители типовой двухкомнатной квартиры в Городке чекистов. 
Сохранившаяся в квартире обстановка напоминает о годах, когда 
поселиться в Городке чекистов могли только сотрудники НКВД, 
а простые смертные не смели даже зайти во двор.





















18. Подъезд одного из жилых корпусов Городка чекистов с типовыми 
перилами эпохи конструктивизма.


















19. Один из жилых корпусов Городка чекистов по улице Луначарского. 
Последние годы первые этажи памятника архитектуры федерального 
значения массово приспосабливаются под магазины, не особенно 
считаясь с уникальной архитектурой здания.



















20. Архитектор Борис Демидов демонстрирует проект 
реконструкции Клуба строителей, разработанный в его мастерской.


















Клуб строителей был построен в 1930-е годы по проекту архитектора Якова Корнфельда через дорогу от Городка чекистов. Позднее в этом здании работала Свердловская киностудия. При реконструкции здания под торговый центр удалось убедить заказчика сохранить конструктивистскую лестницу и установить в окнах стеклопакеты из темного пластика с расстекловкой, повторяющей оригинальную. Несмотря на это, памятник архитектуры сегодня фактически можно увидеть только на макете или на старых фотографиях. Само здание клуба настолько плотно залеплено вывесками и рекламой, что за ними невозможно разглядеть даже намека на четкие геометрические формы архитектуры конструктивизма.

21. Заброшенное здание акционерного общества 
«Союзхлеб» в Банковском переулке.

















Здание было построено в 1926–29 годах по проекту уже упомянутого выше Георгия Валёнкова. Последние несколько лет здание пустует и стремительно превращается в руины. Распложенный по соседству торговый комплекс «Мытный двор» (виден на заднем плане) был построен на месте настоящего Мытного двора, памятника архитектуры XIX века, загадочным образом снесенного в одну ночь ещё в середине 1990-х. Новодел из стекла и бетона лишь отдаленно напоминает своими формами уничтоженный оригинал. В последующие годы такая практика нелегальных ночных сносов получила в Екатеринбурге массовое распространение. Защитники исторической застройки не без оснований опасаются, что испытанные «методы» будут со временем применяться и для расчистки места, занятого конструктивистскими постройками, многие из которых пока даже не имеют статуса памятника архитектуры.

22. Дом обороны на улице Малышева в окружении новостроек.
Построен из кирпичей разрушенного храма-колокольни
Большой Златоуст, ныне восстановленного - на фото слева.
Прим. ArtOleg.



















Дом обороны был построен в 1934 году по проекту того же Георгия Валёнкова. Ещё недавно здание возвышалось посреди площади, как и задумывалось автором. Сейчас памятник архитектуры советского конструктивизма оказался зажат в тиски новостроек. Выстроенный по соседству бизнес-центр изначально предполагался одной высоты. Однако в процессе строительства, как это часто случается в Екатеринбурге, здание почему-то получилось вдвое выше. Попутно, как бы невзначай, был снесен один из корпусов Дома обороны. С другой стороны, тем временем, выросла очень приблизительная копия церкви Большой Златоуст, некогда стоявшей примерно на этом месте и взорванной в 1930-е годы большевиками. Подлинный Большой Златоуст был самым высоким зданием дореволюционного Екатеринбурга. Чертежей снесенного храма и не сохранилось, однако среди местных краеведов бытует мнение, что высота колокольни составляла 77 метров. Нынешний новодел почему-то имеет высоту всего 65 метров, при этом пропорции якобы восстановленного в прежних формах храма сильно искажены. Планирующееся строительство второй очереди бизнес-центра предполагает снос ещё одного корпуса Дома обороны.

23. Преподаватель Уральского государственного университета 
Александр Игумнов показывает фотографию здания Свердловского 
обкома ВКП(б), сделанную в 1930-е годы его дедом Александром 
Игумновым-старшим.



















Геолог Александр Николаевич Игумнов был одним из первых студентов Уральского горного института и одним из лучших знатоков уральских яшм. Одновременно он был увлеченным фотолюбителем и оставил после себя замечательную коллекцию фотографий конструктивистских зданий Свердловска. На фотографиях Александра Игумнова памятники архитектуры советского конструктивизма предстают именно такими, какими их задумали архитекторы: идеальные геометрические объемы, еще не искаженные поздними наслоениями и переделками, возвышаются белыми громадами над одноэтажной дореволюционной застройкой. Здание Свердловского обкома ВКП(б) на площади Труда было спроектировано группой архитекторов под руководством Сергея Захарова. В этом здании в бытность первым секретарем Свердловского обкома КПСС работал будущий президент России Борис Ельцин.

24. Дом физкультуры «Динамо» на стрелке Городского пруда,
ныне спортивный комплекс «Динамо».

















Сегодня памятник архитектуры, находящийся на балансе Министерства внутренних дел, тоже переживает не лучшие времена. Большинство интерьеров утрачены в процессе последующих ремонтов и перепланировок, идет неконтролируемая замена оригинальных окон на пластиковые стеклопакеты. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда на каждом этаже главного объема здания установлены рамы разного цвета и формы.


25. Занятия секции самбо в большом зале спортивного 
комплекса «Динамо».


















26. Северный фасад дома физкультуры «Динамо».

















27. Жилые корпуса домов-коммун Уралоблсовнархоза 
на улице Малышева.

















Комплекс зданий, построенный в 1930–1933 годы под руководством одного из идеологов советского конструктивизма Моисея Гинзбурга, воплотил в себе его идею «коммунальных домов переходного типа», где ещё не полностью уничтожалась семейная структура, как это предполагалось в идеальных домах-коммунах. Гинзбург полагал, что обитатели сами оценят удобства общественного обслуживания и постепенно перейдут к новому бытовому укладу. Комплекс состоит из четырех пятиэтажных жилых зданий и одного восьмиэтажного общежития для малосемейных, на верхнем этаже которого располагалась общественная столовая с открытой террасой. Аналогичные дома-коммуны были построены Гинзбургом также в Москве и Саратове.

28. Мост-переход на уровне седьмого этажа, ведущий из
общественной столовой в солярий, расположенный на крыше
соседнего жилого корпуса в комплексе домов-коммун Моисея
Гинзбурга на улице Малышева.



















29. Общежитие для малосемейных в комплексе 
домов-коммун Моисея Гинзбурга на улице Малышева.


















Первоначально первого этажа практически не существовало, здание как бы висело в воздухе на колоннах, открывая свободный проход с улицы во двор, а вдоль всего верхнего этажа проходила сплошная открытая терраса. Свободное пространство на уровне первого этажа и терраса были заложены в процессе послевоенных перестроек. В результате памятник архитектуры мирового значения снаружи лишь отдаленно напоминает замысел выдающегося архитектора. Внутри имеются всего два коридора во всю длину здания на третьем и шестом этаже, откуда обитатели общежития попадали в типовые двухуровневые жилые ячейки — легендарные ячейки типа F или «эффы», в которые Гинзбург планировал переселить всю страну. Сегодня жилые ячейки используются как офисы. Остается добавить, что идеи Моисея Гинзбурга, реализованные в этой и других его постройках, включая солярий на крыше и типовые жилые ячейки, спустя 20 лет были творчески переработаны Ле Корбюзье и реализованы в его «жилых единицах».

30. Дома-коммуны Гостяжпромурала на проспекте Ленина.

















31. Дворовое пространство домов-коммун Гостяжпромурала
на проспекте Ленина.


















32. Заводоуправление Уралмашзавода на площади Первой пятилетки.
















Здание заводоуправления построено в 1933–1935 годы группой архитекторов под руководством Петра Оранского. Молодой выпускник Ленинградского архитектурного института Петр Оранский получил подарок судьбы, о котором другие архитекторы могут только мечтать. Ему довелось построить с нуля целый город. В 1928 году Петр Оранский возглавил группу архитекторов, которая занялась проектированием рабочего поселка Уралмашзавода. В результате возник образцовый социалистический город с лучами улиц, расходящимися от главной проходной завода на площади Первой пятилетки.

33. Дворец культуры УЗТМ, первоначально
фабрика-кухня Уралмашзавода.

















Здание возведено в 1929–35 годах по проекту Валерия Парамонова и Моисея Рейшера при участии немецкого архитектора Белы Шефлера. Выпускник легендарной архитектурной школы «Баухаус» Бела Шефлер эмигрировал в Советский Союз из фашистской Германии, после чего оказался в Свердловске и с 1932 года работал на Уралмаше в группе Петра Оранского. В 1942 году в разгар Великой Отечественной войны он был арестован и расстрелян по ложному обвинению как германский шпион. Построенная по проекту Белы Шефлера фабрика-кухня еще до войны по распоряжению наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе была перестроена в клуб имени Сталина. Позднее клуб переименовали в дворец культуры УЗТМ. Сейчас одна из самых выразительных конструктивистских построек Екатеринбурга не имеет даже статуса памятника архитектуры. По этой причине намечающаяся реконструкция здания вполне может обернуться его утратой.

34. Занятия в школе танцев Марии Семеновой «Ассамбле»
во дворце культуры УЗТМ. На заднем плане видна деревянная
конструктивистская оконная рама, сохранившаяся еще со времени,
когда здесь размещалась фабрика-кухня Уралмашзавода.



















35. Парадная лестница дворца культуры УЗТМ с мозаикой 
из уральских самоцветов на перилах. Отделка лестницы 
возникла позднее в процессе превращения фабрики-кухни 
Уралмашзавода в клуб имени Сталина.



















36. Школа №22 на улице Красных партизан на Уралмаше 
после варварской реконструкции.

















Опасаться за судьбу дворца культуры УЗТМ заставляет и печальный итог недавней реконструкции конструктивистской школы на Уралмаше, которую тоже не успели своевременно объявить памятником архитектуры. В процессе ремонта были безжалостно уничтожены интерьеры здания, разработанные все тем же Белой Шефлером. Школа безвозвратно утратила свое значение, как памятник архитектуры советского конструктивизма.

37. Водонапорная башня Уралмашзавода, 
более известная как Белая башня, на Уралмаше.

















Конкурс на строительство водонапорной башни выиграл 25-летий выпускник Сибирского технологического института Моисей Рейшер. Уникальный памятник промышленной архитектуры уже несколько лет стоит заброшенный. Существуют планы разместить в башне планетарий, которые пока остаются планами.
38. Студент Уральской архитектурно-художественной академии 
Роман Баянов в своей комнате в общежитии на улице Июльской.

















Стену комнаты наряду с постерами любимых футбольных команд украшает фотография спортивного комплекса «Динамо» на стрелке Городского пруда. Один из парадоксов Екатеринбурга заключается в том, что в городе базируется один из ведущих архитектурных вузов страны. Студенты Уральской архитектурно-художественной академии учатся проектировать на лучших образцах советского конструктивизма. Многие потом остаются работать в Екатеринбурге. Однако избыток квалифицированных специалистов почему-то не самым положительным образом сказывается на облике города и состоянии тех самых памятников советского конструктивизма.

39. Набережная реки Исеть в Екатеринбурге.
















Типичный пример современной градостроительной ситуации в столице Урала: точечная застройка исторического центра города небоскребами и чудом уцелевшие среди новостроек остатки дореволюционного Екатеринбурга. Труба городской электростанции «Луч», памятника промышленной архитектуры начала XX века, используется в качестве опоры для передатчиков сотовой связи. Нелепо торчащий над городом небоскреб «Высоцкий» — самое высокое здание в России за пределами Москвы — возведен на месте двух нелегально снесенных памятников архитектуры XIX века.

40. Типичные для архитектуры советского конструктивизма
круглые окна Дома физкультуры «Динамо».

















Фотографии этого очерка сняты зимой 2011 года в Екатеринбурге. Автор выражает признательность за помощь в подготовке очерка руководителю Уральского центра архитектуры современного движения Уральской государственной архитектурно-художественной академии Людмиле Токмениновой, доценту Уральской государственной архитектурно-художественной академии Ларисе Шашкиной, архитектору Борису Демидову и общественному инспектору Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Олегу Букину.