пятница, 18 декабря 2009 г.

Сильна семья традицией

Вадим ПОДОБЕДОВ
03.12.2008

В нынешний год, объявленный в нашей стране Годом семьи, невольно задумываешься, откуда пошел твой род, как создавались семьи в предыдущих поколениях.

…Мне повезло родиться в сороковые годы прошлого века, а потому знать людей практиче­ски из трех веков, начиная от моей бабушки Елены Арсентьевны, родившейся в семидесятые годы XIX века, до моего младшего внука Владислава, появившегося на свет в начале века XXI. Родились, росли и воспитывались они в различных семьях — от многодетных в дореволюционные времена (у родителей моего отца было семеро детей, а у родителей мамы — пятеро) до таких, как у моих дочери и сына, где только по одному ребенку. Таковы, к сожалению, реалии сегодняшнего времени, но главное, чтобы не была утеряна преемственность поколений и передавалось то лучшее, доброе, вечное, чем обладали отцы и деды.

В этом отношении примером для меня были не только родители, но и известные мне с детства люди, жившие на нашей улице Октябрьской революции и поблизости, на соседних Антона Валека, Февральской революции, 9 Января. Все это старейшие улицы, расположенные в самом центре Екатеринбурга. Появились они, конечно, под другими именами, еще в первой половине XVIII века, когда шло становление города, и назывались соответственно: Коробковская, Большая съезжая, Ломаевская, Фетисовская…

На нашей бывшей Коробков­ской проживал в свое время знаменитый уральский горщик, крупнейший знаток самоцветных камней Данила Кондратьевич Зверев (его имя носит теперь одна из улиц в Кировском районе).

По воспоминаниям хорошо знавших Зверева людей, жил «мурзинский профессор» очень скромно, в полуподвальном помещении. В квартирке из двух комнат, которую он занимал, часто ночевали заезжие горщики из окрестных деревень. На дворе перед окнами находилась «кладовуха», заваленная камнями, привезенными хозяином из экспедиций. Настоящим своим домом горщик Зверев называл Урал, который знал не хуже собственной «кладовухи» и находил в горных его погребах — «занорышах» — изумруды, рубины, аметисты, алмазы…

Знакомством и дружбой с Данилой Зверевым гордились такие известные знатоки недр, как академики А. Ферсман, А. Карпин­ский, В. Вернадский. После смерти отца в 1938 году продолжили «каменное дело» его сыновья Дмитрий, Григорий, Алексей Зверевы, известные уральские мастера огранки камня.

Большой достопримечательностью нашей улицы Октябрьской революции являлся яблоневый сад в усадьбе дома № 40 знаменитого уральского селекционера прошлого века Дмитрия Ивановича Казанцева, заложенный еще в 1913 году. Своими трудами по селекции новых сортов яблок, способных в суровых условиях уральского климата не просто плодоносить, но и давать крупные, вкусные и красивые плоды, Дмитрий Иванович заложил основу развития садоводства на Среднем Урале. Его работами живо интересовался Иван Владимирович Мичурин. Доводилось и мне с уличными друзьями отведать плодов из знаменитого яблоневого сада. Не подумайте, что нелегально — угощали сами хозяева.

После того, как в 1942 году Дмитрий Иванович умер, его дело продолжила дочь Галина Дмитриевна. В тяжелые военные и первые послевоенные годы она приложила много труда, чтобы сад продолжал плодоносить, чтобы он служил базой и школой для садоводов-селекционеров следующих поколений.

Вспоминается и двухэтажный деревянный особняк на улице Антона Валека, 26, принадлежавший до революции купцу Атаманову. Из окон примыкавшего к нему нашего старого дома хорошо было видно вычурно оформленное резьбой по дереву парад­ное крыльцо. Примечателен же особняк был и тем, что в конце 1890-х — начале 1900-х годов здесь снимал квартиру педагог О. Е. Клер, известный как основатель Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Работе в УОЛЕ Онисим Егорович отдал около полувека — с 1870 года и вплоть до своей кончины в 1920 году. Активно участвовали в деятельности общества выдающийся уральский писатель Д. Мамин-Сибиряк. Почетными членами УОЛЕ были Д. Менделеев, П. Семенов-Тяньшанский, Н. Пржевальский и многие другие.

Главнейшая заслуга общества — создание музея краеведения и научной библиотеки, фонды которой к 1916 году насчитывали более 50 тысяч томов. В 1925 году музей УОЛЕ преобразован в Свердловский областной историко-краеведческий музей. Активно занималось общество и издательской деятельностью, а публикуемые им работы имели высокий научный уровень, что содействовало широкой его популяризации как в нашей стране, так и за рубежом.

После смерти отца продолжателем его дела в качестве президента УОЛЕ стал сын — Модест Онисимович Клер, профессор Свердловского горного института.

В 1991 году была учреждена премия О. Е. Клера для награждения за особые заслуги в области музейного дела и краеведения. Она вручается ежегодно 18 мая в Международный день музеев.

Да, продолжателями дела своих выдающихся отцов их сыновья и дочери стали, конечно же, потому, что отцы были для них настоящим примером.

Источник