пятница, 2 января 2015 г.

Подвиги музейщиков

Как спасали сокровища Эрмитажа в Свердловске

Дом инженера Ипатьева
Как известно, 9 июля 1941 года из Ленинграда в Свердловск железнодорожным составом доставили около полумиллиона экспонатов из Государственного Эрмитажа.

Их разместили в здании Свердловской картинной галереи, расположенной на улице Вайнера. Принять исторические реликвии прославленного музея в эпоху Великой Отечественной войны предстояло и Дому Ипатьева на улице Карла Либкнехта. В залах срочно свернутой экспозиции антирелигиозного музея пришлось размещать экспонаты второго эшелона — около 700 тысяч предметов. Разгрузка поезда началась 31 июля, а закончилась только 4 августа в 6 часов вечера. По сохранившимся актам можно увидеть, что город принял 1424 ящика, 29 брезентов и 1 стол. Это были в основном коллекции античного и восточного искусства.

Для огромного количества артефактов пришлось перепланировать многие помещения особняка. А именно 17 комнат, в которых установили перегородки. Долгих четыре года сотрудникам главного музея СССР приходилось сохранять бесценные сокровища, топить печи, чтобы поддерживать нужную температуру, вести научные разработки. За годы войны в старинном особняке были написаны, к примеру, такие исследования, как «Проблема реализма в греческом искусстве V века до нашей эры» А. А. Передольской и «Египетское искусство фиванского периода» М. Э. Матье.

Вот как вспоминал эти дни историограф знаменитого музея Я. Варшавский: «…большого здания в городе так и не нашлось, и филиалу Эрмитажа дополнительно к Картинной галерее предоставили здание бездействовавшего костела и одноэтажный каменный дом антирелигиозного музея… Обходя пустые комнаты, Левинсон-Лессинг (руководитель филиала) видел только ненавистные столичным музейщикам изразцовые печи, которыми с былых времен обогревался этот старый купеческий особняк… решали, какие ящики ставить в костел, какие — в музей, какие в картинную галерею, где можно соблюдать и температурный, и необходимый режим влажности… Все три объекта обеспечены пожарными и милицейскими постами и во всех трех объектах поочередно дежурят 30 сотрудников… два человека ночью, один днем… во всех трех зданиях невообразимая теснота — между ящиками не пройти. Грянули морозы… В неотапливаемое здание костела зимние холода проникли беспрепятственно, но и в залах антирелигиозного музея печи не могли оказать морозам серьезного сопротивления — запасы дров кончились… хранители с отчаяньем вглядывались в показания психрометров, развешанных по стенам… были недели, когда влажность воздуха в обоих хранилищах достигала 85 процентов».

В таких условиях хранились и другие экспонаты. Помимо эрмитажных сокровищ, несколько комнат занимали коллекции Херсонесского музея Крыма. С 18 сентября 1941 года, когда все сухопутные сообщения между Севастополем и Большой землей были прерваны, хрупкие коллекции музея в течение трех месяцев сложнейшим путем, под бомбежками, проделали путь через Поти, Тбилиси, Баку и Красноводск. И только через 105 дней — 24 ноября 1941 года — античные памятники прибыли в Свердловск, где и хранились до лета 1944 года. Нужно отметить еще и тот уникальный факт, что все время от Севастополя тысячи уникальных предметов сопровождал лишь один человек — Станислав Францевич Стржелецкий, совершивший в тех страшных условиях настоящий подвиг.

В комнате же, где была расстреляна семья последнего российского императора, была размещена типография Военно-воздушной академии имени Жуковского. В годы пребывания в Доме Ипатьева типография в основном выполняла военные заказы — издавала листовки. И лишь в конце войны вновь стала выпускать учебную литературу.

…3 октября 1945 года в 9.25 к особняку Ипатьева пришла первая машина, реэвакуировавшая Эрмитаж. В 10.20 погрузили первый ящик, а 6 октября в 10 часов вечера сотрудники Эрмитажа рапортовали в Ленинград о полном освобождении зданий от коллекций всемирно известного музея. Но перед этим в Доме Ипатьева состоялось возобновление деятельности местного Музея революции. В частично открытых залах особняка на вновь побеленных стенах разместили выставку, посвященную В. И. Ленину, экспозицию трофейного оружия с Калининского фронта и часть старых материалов антирелигиозного музея.

Но приказом от 4 мая 1946 года все музеи были ликвидированы. Экспонаты передали в Областной краеведческий музей, мемориальные музеи Я. М. Свердлова и Д. Н. Мамина-Сибиряка в школу СМРЖ, военную часть № 93316, клуб глухонемых и… в Эрмитаж. С октября 1946 года исторический особняк на улице Карла Либкнехта стал рядовым конторским зданием, которому была уготована незавидная судьба.