воскресенье, 22 мая 2011 г.

Яблоко от яблони

Вчера за сто двадцать километров от столицы Среднего Урала состоялось негромкое и на первый взгляд непримечательное событие. В селе Конево близ Невьянска собрались местные жители, ученики и учителя единственной в селе школы, посадили в запущенном пока школьном саду три саженца. Так уникальный селекционный сад Дмитрия Казанцева в Екатеринбурге достиг корнями своей исторической родины.

В Екатеринбурге словосочетание «сад Казанцева» далеко не у каждого вызовет хоть какую-то ассоциацию. Несмотря на редкость растущих в нём яблонь, грядущее столетие сада или шум, поднятый в прессе, когда деревья пытались то ли «перенести», то ли снести попросту. В отличие от Конево, где живёт восемьсот человек — родины селекционера. Там фамилия Казанцев — «пароль», по которому безошибочно определяют «своих» (Дмитрий Иванович — первенец огромной крестьянской семьи, где было двадцать четыре ребёнка). Там редкий житель не слышал о садоводе-земляке, сумевшем вывести морозо-устойчивые яблони.

Дмитрия Ивановича неспроста называют уральским Мичуриным. Он был членом УОЛЕ, организовал секцию мичуринцев, переписывался с Иваном Владимировичем Мичуриным. Его труды хорошо известны селекционерам. Его книга «Плодовый сад» 1933 года издания до сих пор актуальна. В 1935-м лоббист (как сказали бы сегодня) северного садоводства был одним из зачинателей Свердловской селекционной станции. Но главное его детище — конечно, сад. Сад Казанцева.

Он купил небольшой деревянный особнячок по улице Коробковской (сейчас Октябрьской Революции) в 1913 году. Долго и упорно вёл отбор исходного материала (опробовал более пятидесяти сортов яблок), но-таки добрался до заветной цели. В 1936 году в своём саду он снял первый урожай «Кордика» — сорта яблок, которые активно плодоносили в прохладном Урале. Яблони эти не нужно было укутывать или каким-то другим методом утеплять суровой уральской зимой. Считалось, что подобное невозможно. Однако Дмитрий Иванович со своим соратником Кузьмой Осиповичем Рудным не сдавался. Получил хорошие отзывы и поддержку от самого Мичурина. И… победил.

«Кордик» (названный по инициалам его создателей) и два других сорта казанцевских яблочек садили в Конево потомки Дмитрия Ивановича: племянники, внучатые племянники… А ещё пра-правнуки знаменитого селекционера Лев и Семён. С дедовским упорством вдвоём взявшись за десятилитровую лейку (которую пока поднимают с трудом), они по-хозяйски заботливо поливали саженцы, специально привезённые из Екатеринбурга.

— В жизни нашей школы это значительное событие, — говорят педагоги. — С этих саженцев начнётся возрождение нашего пришкольного хозяйства. Это прекрасная база для исследовательской работы. И кто знает, может быть, однажды благодаря этим деревьям в нашей школе вырастет второй Дмитрий Казанцев.

…Благородное начинание воплотилось в жизнь благодаря заведующему Музеем истории плодового садоводства (Садом Казанцева) в Екатеринбурге Геннадию Короленко. Именно его инициативу поддержал ещё один родственник Дмитрия Ивановича (дальний родственник, как уточнил он сам) доктор юридических наук, заведующий отделом права Института философии и права УрО РАН Михаил Казанцев.

— Спустя много лет Дмитрий Иванович через выведенные им яблони возвращается в родное село, — сказал перед посадкой Михаил Фёдорович. — Те корни, которые посадим в землю сегодня, символизируют наши, человеческие корни, без которых невозможно крепко стоять на этой земле.