вторник, 12 января 2016 г.

Свердловские власти потеряли документы на памятник архитектуры

 | Охрана памятников истории и культуры

Нашелся-таки домик Ощепкова!.. Ну хоть кому-то не все равно. Спасибо Андрею Альшевских, что показал куда сбагрили домик те, кто обязался его отреставрировать и сохранить на историческом месте. Вот так в Екатеринбурге охраняют объекты культурного наследия!..
 

Так случается, что при переезде в новый дом исчезают нужные вещи. Жаль, что то же самое произошло с документами по некоторым свердловским памятникам, которые еще в 2012 году перешли в руки Министерства госимущества от Минкульта. Пропажа обнаруживается не сразу. Проиллюстрирую ситуацию на примере деревянной усадьбы Ощепкова, которая когда-то находилась на улице Добролюбова, в самом сердце Екатеринбурга.

Подробности «убийства» объекта культурного наследия опущу. Это вопрос былых лет, оставшийся на совести тогдашних «чичиковых» и бизнесменов. Кратко – памятник не отреставрировали, как должны были, а просто-напросто снесли. Его место занял желтый трехэтажный офисник, который так и не стал особо востребованным.

В 2006 году предприниматели дали «клятву», подписав охранное обязательство, что воссоздадут усадьбу за три года. Как и следовало ожидать, в 2009-м памятник не отстроили. Он появился гораздо позже и буквально на окраине города: Сибирский тракт, 14. Самое пикантное – в составе банного комплекса.

В апреле 2015 года сотрудники МУГИСО (по моему напоминанию!) впервые, я так думаю, доехали до «бани», прогулялись по территории и признали ее состояние приемлемым. Мой вопрос, как именно используется памятник, до сих пор остается открытым, моются ли там или просто за столами сидят и отдыхают… Самостоятельно тоже не получилось раскрыть секрет русской «бани», потому что, когда стоял буквально на пороге, внутрь не впустили, сказали, что идет спецобслуживание. По телефону звонил, оказывается, можно арендовать «домик» для корпоративов. Вот же как бывает!

Просил у министерских копию охранного обязательства и акт приемки строительных работ. Но подчиненные Алексея Пьянкова не смогли прислать бумаги. По факту самых важных документов в главном имущественном ведомстве области нет. И своей вины они не чувствуют, спихнули все на Минкульт – дескать, ничего не передавалось.
Была на Сибтракте, 14 и прокуратура Октябрьского района. Но в итоге даже название собственника неправильно написали: ООО «ИДЛЕН» вместо «ИЛЕНД». Иногда такие ошибки могут быть роковыми. В остальном советники юстиции доверились Мингосимуществу, которые проверяли на глазок.

Не понимаю, каким образом тогда госконтроль осуществляется, если не знают суть договоренностей, предмета охраны, в какие щели заглядывать…
И так не только с усадьбой Ощепкова. Хотя прошло уже три года, как памятники числятся за МУГИСО. С таким отношением к делу пора спрашивать с чиновников глобально – чтобы по каждому региональному объекту культурного наследия разложили все по полочкам. Уверен, половина документов также не найдется. А это уже не детские игры в прятки. И объяснение, что не доехала телега с бумагами из Минкульта, не «прокатит».

По «бане» Ощепкова, как уже прозвал памятник, утешение одно. В первом квартале 2016 года обещано утвердить охранное обязательство нового образца. Долго, конечно, все это у нас делается, необходимый акт технического состояния уже был готов в сентябре.

Вместо послесловия. Господа с беспандусной Мамина-Сибиряка, 111. Приходите ко мне, немного потрудившись, я нашел то самое охранное обязательство от 2006 года. Если у меня получилось, смогли бы и вы. Нужно было лишь постараться, а не отмахиваться!!!

 -----------------------------------------------------------

Справка: Дом К.ИЛанггауз Ощепкова. Конец XIX — начало XX века.
Деревянный одноэтажный дом расположен в усадебной за­стройке квартала. По красной линии улицы он связан с высокими резными воротами.
Главный элемент убранства фасада — крупные резные на­личники с пластичным плетеночным орнаментом боковых досок, гирьками в подоконных досках. Резьбой с растительным орна­ментом покрыты фризовые доски, карниз, декоративный фрон­тон и сохранившиеся боковые калитки. Декор дополнен кованой решеткой ограждения кровли и кронштейнами козырька над вхо­дом.
Линейный рисунок кронштейнов характерен для стилистики модерна.
Образец деревянного зодчества Екатеринбурга начала XX ве­ка.








 






















Фото с сайта: ЖЖ alshevskix, bochenin.com, 1723.ru