среда, 10 ноября 2021 г.

Крестовоздвиженская церковь / Крестовоздвиженский мужской монастырь

Храмы Екатеринбурга

Крестовоздвиженская церковь.  
Угол улиц Луначарского (Васенцовской) и Маркса (Крестовоздвиженской).

О прошлом и настоящем


Церковь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская церковь) — каменная одноэтажная церковь, имевшая один придел Воздвижения Креста Господня, первоначально была домовой церковью Детского Убежища Екатеринбургского благотворительного общества. Была Закрыта с 1930 по 1993 год. Возвращена верующим в 1993 году в состоянии, требующем капитального ремонта.
Была сооружена как домовая церковь Детского убежища екатеринбургского городского благотворительного общества, которое было основано в 1869 г., в котором к 1914 г. проживало около 100 детей. 
Церковь была выстроена на средства двух купцов: Василия Васильевича Кривцова, который приобрел участок земли для церкви и выстроил ее здание, и Северина Георгиевича Новикова, обустроившего внутреннее убранство храма.
Церковь была освящена 24 августа 1880 года. Она славилась святынями, принесенными в дар С.Г. Новиковым, каковыми были: частица древа Животворящего Креста, вделанная в напрестольный крест и 6 частиц мощей святых угодников — Патриарха Павла, великомученника Пантелеимона, мученика Трифона, Меркурия, Ореста и Евгении, которые были вделаны в кипарисовую доску, возлежавшую на аналое правого клироса.


Но кроме того, что церковь была домашней церковью Детского убежища (в его здании теперь располагается РВК), она одновременно до лета 1919 года использовалась в качестве воинской полковой церкви для полков Екатеринбургского гарнизона, расквартированных в Оровайских казармах на улице Васнецовой (Луначарского), в которой и теперь располагается воинская часть. 
В годы гражданской войны она очевидно была полковой церковью для полков Сибирской армии и 11-го и 17-го полков Оренбургского казачьего войска, штабы которых размещались в Екатеринбурге.
После восстановления в Екатеринбурге советской власти домовые церкви были закрыты согласно Декрету ВЦИК. После этого Крестовоздвиженская церковь, состоявшая отдельно от приюта, стала приходским храмом, причем в 1920 г., когда при ней было организовано религиозное общество (община), в нем зарегистрировалось 5000, больше чем при какой-либо другой церкви. После того, как в городе возникли обновленческие приходы, эта церковь осталась верной патриарху Тихону. А после смерти Тихона и происшедшего раскола сторонников Патриаршей церкви на сергианское и григорианское направление община церкви оказалась в числе немногих в Екатеринбурге, поддержавших митрополита Сергия. Она стала главной церковью этого направления, и в ней к концу 20-х годов служило до 12 священников, очевидно из числа тех, кто признавал Сергия, и потому не имел иного места для служения. Тогда эту церковь шутливо называли "Собором двенадцати апостолов". В этой церкви в 1926 г. служил сергианский архиерей Корнилий (Соболев), который скончался от нанесенных ему ран после разбойного нападения на него в Пасхальную ночь 1932 г. во время нахождения его в ссылке в Томской области.
Церковь была закрыта постановлением президиума облисполкома 8 февраля 1930 и передана в гороно под клуб. Здание годами использовалось не по назначению. В нем располагались различные мастерские. Долго располагалась скульптурная мастерская Художественного фонда. В годы войны в нем было поселён слон одного из эвакуированных зоопарков. Последние несколько лет в нем размещалась мастерская по изготовлению гаражей. В дальнейшем в нем планировалось организовать студию звукозаписи телевидения или турецкий магазин.
Церковь была возвращена в июле 1993 г. верующим, сначала казачей общине Екатеринбургского землячества казаков, после двухлетних ходатайств, в состоянии значительного разрушения. Здание утратило купол, колокольню. С запада к зданию было пристроено двухэтажное здание, исказившее его облик. В нем был сооружен второй этаж, междуэтажные перекрытия которого были убраны лишь перед самым возвращением здания. В здании при передаче его верующим были проломлены полы для установки колонн, уничтожены все коммуникации, отсутствовали электропроводка, отопление, были выбиты почти все стекла, отсутствовали запоры на дверях. Здание разворовывалось жителями окрестных домов, которые начали разбирать полы и вынимать рамы из окон.
Службы в полуразрушенном здании церкви перед импровизированным иконостасом из занавесей были возобновлены в мае 1994 г. С августа 1994 г. по март 19995 г. в пристрое к храму временно был освящен небольшой придел св. великомученика Георгия Победоносца, в котором в зиму 1994–1995 г. в неотапливаемом здании было возможно проводить службы. К Пасхе 1995 г. в храме был восстановлен пол и сооружен новый временный иконостас, начались работы по восстановлению внешнего облика здания. С марта 1995 года церковь стала Архиерейским подворьем. Постоянные службы в основном помещении были возобновлены с апреля 1995. В сентябре 1995 в церковь должны быть возвращены упомянутые выше мощи шести святых угодников.

Ворошилин С. И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1995

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Крестовоздвиженский мужской монастырь города Екатеринбурга, Екатеринбургской епархии основан 26 декабря 1995 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода при храме во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, что на перекрестке улиц Луначарского и К. Маркса (Васенцовской и Крестовоздвиженской).

Каменный однопрестольный Крестовоздвиженский храм был построен в 1880 году на земле более чем в 4000 кв. м., купленной для этой цели екатеринбургским купцом и городским головой В. В. Кривцовым, и действовал как домовая церковь для Детского приюта Екатеринбургского благотворительного общества. Кроме того, до лета 1919 года он использовался в качестве полковой церкви для полков екатеринбургского гарнизона, расквартированных в Оровайских казармах, в которых и теперь располагается воинская часть. При церкви существовал хор певчих, состоявший из 15 приютских мальчиков, двух писарей Екатеринбургского уездного воинского начальства, помощника надзирателя военного лазарета и рядовых Екатеринбургской местной команды. С 1927 по 1930 год Крестовоздвиженский храм, сохранявший верность Митрополиту Сергию, являлся кафедральным собором Екатеринбурга.

После учинения архиепископом Свердловским Григорием (Яцковским) раскола протоиерей Сергий Конев, который в то время являлся настоятелем этого храма, благочинным городских церквей и председателем епархиального совета староцерковников, как называли тогда людей, оставшихся верными Святейшему Патриарху Тихону, отказался вступить с ним в молитвенно-каноническое общение. И после того, как большинство храмов Свердловска и пригородов отошли к обновленческому или григорианскому расколам, Крестовоздвиженская церковь стала кафедральным храмом архипастырей, остававшихся верными Патриаршей Церкви. В ней постоянно служило более 10 священников, перешедших сюда из других храмов города, отчего в народе эту церковь стали называть «собором двенадцати апостолов» .

Общинный совет и священнослужители свердловского
кафедрального староцерковного собора. 20 марта 1927 г.

Несмотря на неоднократные попытки григорьевцев захватить и этот храм, верующие, вдохновляемые отцом Сергием, мужественно противостояли натиску, отказываясь от всякого канонического общения с раскольниками. В обновленческих «Уральских церковных ведомостях» об этом храме, хотя и несколько иронично, но вполне справедливо писали: «Есть у нас в Свердловске „Крестовоздвиженский собор“… <…>. Этот собор считается у нас оплотом истинного староцерковничества, своего рода колыбелью уральского „староправославия“. Пользуется он еще репутацией убежища для всех батюшек, ультра ревнителей канонической законности».  

Интерьер Крестовоздвиженской церкви.
1920-е гг.

Постановлением большевистских властей города в 1930 году храм был закрыт и подвергся разрушительной перепланировке (снесены купол и колокольня). Храмовая община была слита с общиной Александро-Невского собора бывшего Ново-Тихвинского женского монастыря (в то время монастырь уже был закрыт).

Крестовоздвиженский храм после прекращения богослужений использовался как кинотеатр. В военные годы в алтаре храма жил слон одного из эвакуированных зоопарков. После войны храм был разгорожен на два этажа. Первый этаж занимали мастерские Художественного фонда, второй — различные архитектурные организации. Летом вокруг храма сушились гипсовые бюсты Ильича.
 
Мастерские Художественного фонда. Скульптурный цех. 


Мастерские в церкви. 1985 г. Фото: В.А. Еловских.

В начале 90-х годов ХХ столетия у городских властей появился план продать здание Крестовоздвиженского храма коммерческой организации, которая брала на себя обязательства полностью восстановить облик здания и собиралась осуществлять в нем торговлю товарами из Турции. Узнав об этом, местное казачество стало обращаться к властям города с просьбами о передаче храма Русской Православной Церкви. Тем временем планы властей поменялись, и здание решили приспособить для организации зала звукозаписи для Свердловской государственной телерадиовещательной компании (СГТРК). Для этого было предпринято разрушение межэтажных перекрытий и ликвидация обветшавшей отопительной системы. В этот момент сократилось государственное финансирование нужд СГТРК, и осенью 1993 года храм был передан Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви. Казачья община стала наблюдать за тем, чтобы люди не растащили для своих нужд то, что еще можно было унести из храма, на тот момент пришедшего в упадок. Первым настоятелем новооткрытого храма стал священник Андрей Дедюхин-Сицкий, потомственный казак.

Богослужения совершались в помещении бывшей колокольни на втором этаже, где сейчас размещается монастырская трапезная. Временный придел был назван во имя святого великомученика Георгия Победоносца. В холодное время года отопление производилось электрической тепловой пушкой.

В пределах бывшей паперти в советское время была построена красно-кирпичная пристройка, где разместился казачий штаб. После того как в штабе произошёл пожар и сгорел придел во имя святого великомученика Георгия, Правящий Архиерей епископ Никон (Миронов) благословил прекратить казачью деятельность при Крестовоздвиженском храме.

В дальнейшем, за короткое время поменялось несколько настоятелей. Осенью 1994 года состоялся Крестный Ход с перенесением в Крестовоздвиженский храм мощехранительной Иверской иконы Божией Матери с мощами святых воронежской и уральской земель из Иоанно-Предтеченского кафедрального собора.

Осенью 1995 года епископом Никоном (Мироновым) было принято решение о придании храму статуса монастырского подворья Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря. Настоятелем подворья назначен иеромонах Филарет (Шестаков).

26 декабря 1995 года по представлению епископа Никона (Миронова) Священный Синод принимает решение об учреждении монастыря при Крестовоздвиженском храме города Екатеринбурга. Настоятелем монастыря назначен иеромонах Филарет (Шестаков). В связи с внезапно открывшейся тяжёлой болезнью, в феврале 1996 года он обратился с прошением об уходе за штат. Летом 1996 года настоятелем монастыря назначен иеромонах Флавиан (Матвеев). Ныне он — игумен.



2002 год.

 В настоящее время монастырь насчитывает одного игумена, троих иеромонахов и четырёх иеродиаконов. Также при монастыре живёт христианская учащаяся молодёжь. Насельники обители участвуют во многих мероприятиях, проводимых миссионерским отделом Екатеринбургской епархии, поскольку Крестовоздвиженский монастырь является миссионерским монастырём Центрального благочиния. Монастырь проводит работу с молодежью, многие представители которой теперь обучаются в Екатеринбургской православной духовной семинарии.

Ныне священноархимандритом монастыря является Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии Высокопреосвященнейший Кирилл, Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский. От его имени управляет монастырём наместник игумен Флавиан (Матвеев). Количество братии 4 человека. После восстановления монастырского храма освящение архиерейским чином было совершено 26 сентября 2013 года, в праздник Воскресения Словущего, Высокопреосвященнейшим Кириллом, Митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским.  

Сейчас в Крестовоздвиженском мужском монастыре службы совершаются ежедневно утром в 9.00 и вечером в 16.00. Исповедь совершается вечером.

Фото: май 2016 г.

 Святыни монастырского храма — частица Честного и Животворящего Креста Господня в каменном ларце, Иверская икона Божией Матери с мощами святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, святого праведного Симеона Верхотурского, святых преподобных Далмата Исетского (местночтимый святой Курганской епархии) и Арефы Верхотурского (местночтимый святой Екатеринбургской епархии), блаженного Космы Верхотурского (местночтимый святой Екатеринбургской епархии), мощехранительные иконы преподобного Серафима Саровского, святителя и исповедника Луки Симферопольского (Войно-Ясенецкого) и священномученика Фаддея, Архиепископа Тверского, а также чтимые иконы Божией Матери Тихвинская и святителя Николая Чудотворца (афонского письма).

Фото: Май 2016 г.


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

7 февраля 2008 года в Крестовоздвиженском монастырском храме состоялась миссионерская литургия с участием профессора Московской Духовной Академии диакона Андрея Кураева

В 2007 году на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден документ "Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви", разработанный Синодальным миссионерским отделом Московского Патриархата. Согласно этой концепции, одной из сторон деятельности православных миссионеров могут быть особые миссионерские богослужения, во время которых прихожанам поясняют суть и смысл той или иной части Литургии.

Во время пребывания диакона Андрея Кураева в Екатеринбурге, в Крестовоздвиженском мужском монастыре состоялось миссионерская Литургия с его участием: отец Андрей служил и проповедовал. За богослужением собралось множество людей: молодых, пожилых, среднего возраста.

Отец Андрей подробно разъяснял, что значит каждая часть последования Литургии, почему в данный момент звучит та или иная молитва.

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви формулирует общие принципы, цели православной миссии. Во время миссионерских богослужений сама служба сочетается с элементами катехизации, более доступных пониманию людей, только начинающих свой путь в церковную жизнь.

Церковное богослужение, по своему существу, всегда носит миссионерский характер, закрепленный в свято хранимых Церковью чинопоследованиях.

Литургические молитвы за оглашенных свидетельствуют о том, что Церковь простирает свою любовь и на тех, кто живет пока еще вне полноты общения с Богом.

Все члены Церкви, как Тела Христова, призваны быть миссионерами в широком смысле слова и нести общецерковное апостольское служение. Поэтому каждый православный христианин обязан осознавать возложенную на него ответственность свидетельства.

Миссионерский призыв, выраженный апостолом Павлом: "…если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!" - выражает внутреннюю потребность миссионера делиться той радостью спасения, которую он обрел во Христе.

Миссионер, являясь проводником православной традиции, призван передать как всё богатство богословского наследия Православной Церкви, так и свой личный опыт следования за Христом.

https://www.youtube.com/watch?v=VXIQri6Vh1I

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Буклет «Крестовоздвиженский мужской монастырь» 
примерно 2000 года.




~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Важно: колокольня!

Фото: май 2016 г.

Построить колокольню — наша светлая мечта, наша святая забота. Всем миром восстанавливали купол, создавали внутреннее убранство храма, клали пол. Сейчас пришла пора колокольни. Колокола стоят на паперти и просятся поближе к небесам. Дело очень дорогостоящее, но надо браться. Семь миллионов рублей — большая сумма, но и ее можно осилить, если взяться всем.
<…>
Внести пожертвование можно и просто в ящик для жертвоприношений, с припиской «на колокольню». Можно приобрести «именной условный кирпичик — конкретный вклад в строительство» во свое здравие, и во свое здравие родных и близких. Чтобы порадовать их. Когда дело дойдет до кирпичной кладки, сам начертаю на кирпиче Ваше имя или имя Вашего родственника, ради которого стараетесь. А Вы на память получите именное свидетельство о событии с подписью и печатью. Имена потрудившихся заносим в особую тетрадь для молитвенного поминовения. Молимся усердно. И будем впредь.
<…>
Прошу Вас обращаться в церковную лавку, приобретать именные «кирпичики», и не забывать известить о деле родных и близких: может быть, и они захотят поучаствовать в этом добром общем деле: все услышим вознесенный колокольный звон, все вместе прославим Бога. Делаем большое дело. Господи, благослови!

Адрес: 620026, Екатеринбург, ул. К.Маркса, 31.
+7 904 545-20-01, +7 900 210-34-55
http://krest.cerkov.ru/

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Источники:
1. http://crossl.narod.ru/index.html
2. http://www.1723.ru/forums/index.php?showtopic=4382&st=503
3. http://krest.cerkov.ru/
4. Ворошилин С. И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1995
5. http://www.sestry.ru/church/content/masterskie/archives/events/30/
6. https://vk.com/album-110280352_225544517