понедельник, 11 февраля 2013 г.

«Не пощажу его…», или Озарение Верховского

№99 (13.10.2012)

Если Тобольск во многих рекламных проспектах позиционирует себя как «город, не убивший царя», то Екатеринбургу повезло меньше — в 1918 году именно сюда перевезли семью Романовых и расстреляли в ночь с 16 на 17 июля. Сейчас на месте дома Ипатьева, где это произошло, — Храм-на-Крови. В 17 км от Екатеринбурга, вблизи урочища Ганина Яма — монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев, а в 7,5 км от него — Поросенков лог, где стоит «Мемориал Дома Романовых» — церковная и светская версии последнего приюта семьи императора. Корреспондент «УС» прошелся по Царской дороге и своими глазами увидел, что история и Вера в этих местах переплетены между собой очень тесно.

Царская дорога
Николай II, его жена и пятеро детей в 1981 году были причислены к лику мучеников Русской Православной Церковью за рубежом (РПЦЗ), а в 2000 году — канонизированы РПЦ. В дни памяти этих Святых — Царские дни — от Храма-на-Крови до монастыря на Ганиной Яме идет большой Крестный ход. В этом году он собрал около 50 тысяч верующих. Кроме того, каждое воскресенье верующие идут малым Крестным ходом от Храма во имя иконы Пресвятой Богородицы Владимирская. Именно от этого храма ведет нас с фотографом Анатолий Михайлович ВЕРХОВСКИЙ — легендарная для Екатеринбурга личность. Он геофизик, диссидент (отсидел в 80-х полтора года за исследования антихристианской сути коммунистической идеологии). С его именем связано первое моление на месте убийства царской семьи, при его участии был установлен первый Поклонный Крест на Вознесенской горке, где потом появился Храм-на-Крови. Он же установил точное расположение шахты № 7 на Ганиной Яме — места уничтожения останков семьи последнего императора России.

Кроме того, Верховский вы­яснил, где именно пролегала Царская дорога — Старый Коптяковский тракт, по которому везли царские останки к Ганиной Яме. Местами он давно застроен, но верующие стараются идти дорогой, максимально приближенной к последнему пути семьи Романовых. Благодаря исследованиям Верховского, с 2010 года путь Крестного хода был существенно скорректирован — и стал ближе к историческому.
— Старый Коптяковский тракт местами очень хорошо просматривается, — рассказывает Анатолий Михайлович. — Раньше граница Екатеринбурга пролегала по улице Расточной, в 60-х начали строить и за ее пределами. Так что восстановить эту часть пути проблемы не составляло. Однако проблемы начинались потом. Я начал искать, и в итоге нашел ответ.
У него в руках — карта северного участка Царской дороги — это 7 км от окраины Екатеринбурга до Ганиной Ямы, 3 км из которых нам предстоит пройти пешком. Эта карта создана Верховским в 2006 году на основе Google Map и обновляется им каждый год.
— Понимание того, что Вознесенская горка — святое место, пришло ко мне в 60-х годах, святости Ганиной Ямы — в конце 80-х, а то, что Царская дорога — тоже святыня, дошло до меня только в начале 2000-х. Ну, вот такой я темный, — смеется Верховский.

Поросенков лог
Согласно исследованиям Анатолия Верховского, останки царской семьи везли не совсем по старому Коптяковскому тракту, а скорее в объезд. Сейчас этот путь пролегает через кладбище, которое здесь возникло в 60-х годах прошлого века, а потом через лес выходит к железной дороге — в начале XX века она пролегала здесь же. Через этот, 185-й переезд, возили по дороге с XVIII века уголь и руду. Ганина Яма тоже была рудником — к началу XX века уже заброшенным.
Через километр находится 184-й переезд, а возле него — Поросенков лог — место, где были в 1991 году найдены останки, которые были признаны царскими и перезахоронены в Санкт-Петербурге, в Петропавловском соборе. Однако РПЦ не признает «екатеринбургские останки» мощами этих святых.
Сейчас в Поросенковом логу стоят ворота с надписью «Мемориал Дома Романовых», а за ними — покосившийся деревянный крест и пустынно. Анатолий Верховский достает свой фотоаппарат и делает несколько снимков ворот — просто так. В то, что именно здесь были захоронены останки Романовых, он тоже не верит.
— Был такой историк Михаил Покровский, он сфальсифицировал «записку Юровского», участника тех событий. Вариантов записки несколько,— излагает Верховский версию, которой придерживается. — В действительности же напротив этого переезда, метрах в двухстах, была будка стрелочника, от которой все просматривалось прекрасно. И в ту ночь, о которой идет речь в записке, возле будки находилось около 20 человек, так что незаметно захоронить здесь тела было просто невозможно.

Ганина Яма
Ганину Яму оказалось сложно отыскать — ориентиром служила деревня Коптяки, упоминавшаяся в следственных документах. Однако жители деревни в 1991 году, когда к ним на поиски прибыл автобус московских гостей во главе с писателем Владимиром Солоухиным, от общения отказывались. Проводником в итоге стал старик, который еще мальчишкой слышал от взрослых (а по другой версии — видел своими глазами), где сжигали останки. Первый Поклонный Крест на Ганиной Яме был установлен в том же году. На территории современного монастыря это место располагается недалеко от входа.
— В 1993 году, когда крест кто-то сломал, я несколько месяцев плотничал — делал новый, — рассказывает Анатолий Верховский. —
«Это была такая молитва топором — тогда у меня случилось озарение в поисках шахты № 7»
— Шахта № 7 — то самое место, где были уничтожены честные тела Царственных Страстотерпцев. Я открыл книгу генерала Дитерихса, который вел следствие по этому делу в 1918 году, и буквально сразу наткнулся на место, где говорится, что эта шахта находится рядом с выработкой длиной более ста метров. Такая выработка на территории всего рудника одна. Это и позволило найти точное место, куда поклонный крест впоследствии был перенесен.
Теперь возле креста — длинная круговая галерея, где каждый вечер проходит Крестный ход, как раз вокруг бывшей шахты № 7.
Сейчас на территории монастыря на Ганиной Яме семь храмов — по числу убиенных членов царской семьи. Первая церковь здесь была заложена 1 октября 2000 года, а 28 декабря того же года учрежден мужской монастырь.
Главный и старейший здесь — Храм Царственных Страстотерпцев. Светлана ЛАДИНА, пресс-секретарь Екатеринбургской епархии, рассказала историю его колоколов:
— Когда знаменитый уральский колокольный мастер Николай Пятков только начинал, он был воодушевлен царской темой и мечтал отлить колокола для храма, который будет построен на Ганиной Яме. И он пришел к екатеринбургскому певцу русского шансона Александру Новикову, и тот дал ему деньги на то, чтобы это осуществить. Николай Пятков отлил восемь колоколов: семь на каждого члена семьи Романовых и один общий. На общем колоколе еще отлито изображение зарубежной иконы Царственных Страстотерпцев — за рубежом в то время их уже канонизировали, а у нас еще нет. И эти колокола восемь лет стояли в студии Новикова, их переносили с места на место, пока, наконец, храм на Ганиной Яме не был построен и они не обрели свое законное место.

В выходные на Ганиной Яме в день проводится до 30 экскурсий. По словам послушника монастыря Виталия, очень много приезжает иностранцев, особенно в Царские дни. Как правило, со своими переводчиками — однако по территории монастыря для этой категории посетителей еще остались таблички на английском.
— Мы рассказываем паломникам историю семьи Романовых, а не только монастыря. Экскурсии для разных сословий проводятся разные — для генералов одно, для детей — другое. Президента пока еще здесь не было. Зато недавно приезжал буддийский монах — ему тоже провели экскурсию.
Посетителей здесь с каждым годом все больше. А к следующему году, когда будет праздноваться 400‑летие Дома Романовых, здесь готовятся основательно: для паломников уже строится гостиница, и к маю 2013-го ее должны закончить.

ФАКТЫ
Высота поклонного креста на Ганиной Яме — четыре метра. На камне рядом — слова «Не пощажу его, ибо он пережег кости царя Едомского в известь» (из ветхозаветной книги пророка Амоса). Это последняя запись в дневнике императрицы Александры Федоровны, которую спустя два часа повели на расстрел.
На территории монастыря «Ганина Яма» расположены три памятника — бюсты Николая II и императрицы Александры Федоровны, а также единственная в России мемориальная композиция, посвященная их детям.
По мнению православных, Ганина Яма — «живой антиминс». Антиминс — плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного святого, без него невозможно совершение полной Литургии. Соответственно, шахта, где были уничтожены тела Царственных Страстотерпцев, считается особо святым местом, освященным Их прахом и пеплом.
Монастырь на Ганиной Яме построен из дерева, и несколько раз храмы страдали от пожаров. В ноябре 2007 года горел купол и стены храма во имя св. Иова Многострадального. 30 апреля 2008 года — церковная лавка. Самый крупный и опустошительный пожар произошел 14 сентября 2010 года. Тогда сгорел главный и самый большой храм комплекса — во имя иконы Божией Матери «Державная». От храма остался фактически только фундамент. Сейчас он отстраивается заново на том же месте. В феврале 2012-го пожар случился в игуменском доме.

Елена КИРСАНОВА
Фото: Иван КОРОТКОВ
Материал подготовлен благодаря проекту журнала «Русский Репортер»
и Екатеринбургской епархии РПЦ