воскресенье, 5 августа 2012 г.

Екатерина Жаринова: Современный танец для тех, кто открыт новому

Информационное агенство "Апельсин"
Автор: Арина Бабушок
Фото: Наталья Журавлева

31 июля 2012

Фото отсюда

Уральскую столицу по праву можно считать одним из российских центров contemporary dance. Множество проектов в сфере современного танца реализуется на территории Екатеринбурга, и большая их часть находит признание не только у уральского зрителя, но и далеко за пределами Екатеринбурга.

Среди этого множества особого внимания заслуживает Малоформатный фестиваль современного танца, впервые появившийся в столице Урала в 2007 году. Нам удалось встретиться и побеседовать с инициатором этого фестиваля, организатором, независимой танцовщицей и хореографом Екатериной Жариновой. Она рассказала «Апельсину» о том, как создавался этот проект, о своем творческом пути, а также об особенностях современного танца.

— Екатерина, кто оказал влияние на Ваши представления о современном танце?

— Я приехала в Екатеринбург учиться в университете и вскоре поступила в школу современного танца Екатеринбургского центра современного искусства, которую возглавлял Лев Шульман. Именно он и дал основу для моих представлений о современном танце. Лев Владимирович активно участвовал в учебном процессе, контролировал то, чем мы занимаемся, показывал видео, которое ему нравится, таким образом, воспитывая эстетический вкус у своих подопечных. Однако самое большое влияние на меня оказала Татьяна Баганова. На последнем курсе обучения в школе, я побывала на премьере ее «Свадебки», и впечатление от этого танцспектакля остается сильнейшим и по сей день. Я захотела работать с этим хореографом, и опыт, приобретенный в «Провинциальных танцах», самый весомый и значительный для меня. Также очень запомнилось сольное выступление Марка Хайма на последнем ADF (прим ред.: American Dance Festival) в Екатеринбурге. Все было очень просто: простые шаги, простые идеи… Но это стало чем-то новым для меня, и я тогда поняла: «Минимализм — это мое!».

— Что такое современный танец для Вас лично?

— Современный танец это, прежде всего, больше свободы. Ведь здесь нет фиксированной лексики, как в балете, а есть стремление к новому, стремление выйти за рамки привычного. Движения и темы могут быть совершенно любые, и, самое главное, не должно быть нарратива, предсказуемости. Но зато есть вполне четкие принципы движения, именно они и определяют качество исполнения.

— Что необходимо для того, чтобы стать танцовщиком contemporary dance?

— С одной стороны, можно сказать, что это доступно каждому, и, в отличие от балета, современный танец больше ориентирован на обычного человека. Любой это может! А с другой стороны, это и некоторая иллюзия, потому как за этим стоит огромный труд. Здесь нет рецепта, но, если человек начинающий, ему, конечно же, нужно поучиться, приобрести некий объем информации и движенческого опыта. У каждого свой путь. А вообще, профессия танцовщика требует большого физического, психологического, морального здоровья, постоянной ежедневной работы над собой.

— А как зрителю нужно воспринимать современный танец, чтобы понять сообщение, заложенное в спектакле?

— А что значит «понимание»? Я, например, не стремлюсь сделать спектакль понятным, это не моя сфера — быть понятной. Конечно, есть такой момент, что, когда ты высказываешься как хореограф, зрителям это может быть неинтересно. Но тогда зачем ты вообще высказываешься? А с другой стороны, все равно, если ты хочешь что-то сказать, ты ведь сделаешь это. Не нужно думать о том, чтобы угодить зрителю! Если ты веришь в то, что ты делаешь, то и люди, которым это тоже интересно, обязательно найдутся. Для восприятия современного танца зритель должен быть открытым, прежде всего. А для обычного зрителя — это испытание. Но чаще всего приходят люди, которые изначально заинтересованы, и диалог происходит в любом случае. Современный танец рассчитан на зрителей, которые хотят подумать.

— Какое место танец занимает в Вашей жизни?

— (после длительного молчания) Это единственное, чем я занимаюсь, по сути. В этом году важным событием для меня стало участие в профессиональной встрече и впоследствии в творческой резиденции в Барселоне – Barcelona International Dance Exchange. Мне понравилась сама идея, с которой работают молодые ребята: они организуют собрание пятидесяти профессиональных танцовщиков из разных стран. Так образуется своего рода команда, в которой все работают на одном уровне: любой может быть преподавателем и может заявиться со своей лабораторией. Это так важно, иметь возможность встретиться с людьми, разделяющими твою страсть к танцу, пообщаться с ними, обменяться информацией… BIDE — это уникальное явление, и было очень приятно даже просто побывать в обществе таких людей. Они по-другому рассуждают о танце, и это заставляет думать несколько иначе, на другом уровне. Теперь хочется не только работать над спектаклями, но и заниматься исследовательской работой.

— Как возникла идея создания Малоформатного фестиваля?

— Меня очень вдохновило творчество Майды Визерс, ее хореография — это мощь и идейность. И вот, в 2006 году, после участия в ее проекте, я вернулась с желанием создавать свои работы и сделала свое первое маленькое соло. Мне удалось случайно показать его в общей программе с «Киплингами». В первом отделении был их спектакль «Чудесная отрава», а во втором — миниатюры, в том числе и фрагмент моего соло. В следующем году с Аленой Гладковой мы сделали небольшой дуэтный спектакль, но показать его в Екатеринбурге просто не было повода! Так и возникла необходимость создать что-то свое. Мне всегда хотелось, чтобы к нам в город приезжал кто-то еще, чтобы делить сцену с людьми лучше меня, имеющими большой опыт в области современного танца, интересными и неординарными в своем творчестве.

— Кто принимал участие в первом Малоформатном вечере современного танца?

— Первый Малоформатный вечер танцевальных спектаклей состоялся в 2007 году на малой сцене Екатеринбургского театра юного зрителя. Тогда были представлены работы профессиональных танцовщиков и хореографов: спектакль Татьяны Гордеевой (Москва) — «Вчера хотелось исчезнуть», сольный проект Владимира Голубева (Челябинск) — «Не самая шаткая опора», а также наша совместная постановка с Аленой Гладковой (Екатеринбург) — «Эликсир молодости».

— В чем уникальность этого проекта?

— Фестиваль проходил уже трижды, и его участники — обязательно опытные танцовщики contemporary dance, которые экспериментируют с движением и хореографией. Что важно, они являются авторами и исполнителями своих моноспектаклей либо работают в дуэте. Каждый раз я приглашаю танцовщиков и хореографов из других городов, иногда из-за рубежа, и каждый последующий фестиваль намечается практически спонтанно, по стечению обстоятельств. Но уже сейчас известно, что следующий Малоформатный фестиваль состоится в апреле 2013 года.

— Екатерина, впервые Вы проводите Локальный Малоформатный. Что зрители смогут там увидеть?

— Локальный Малоформатный — своего рода «спутник» Малоформатного фестиваля современного танца, и особенность его в том, что все участники на этот раз будут из Екатеринбурга. А именно: Ирина Набиева — независимая танцовщица и перформер, участница экспериментального проекта «Sage», в прошлом участница «Арт-Фабрики» Ольги Паутовой, актриса «Театра №3»; Андрей Захаров, опыт которого тоже уникален: в разные годы, начиная с 2000-го, он был артистом и перформером коллективов «Институт танца», «Провинциальные танцы», «Киплинг». В 2007 году руководил самостоятельным творческим проектом. Также будет представлена наша совместная работа с Ольгой Севостьяновой, работающей в театре «Провинциальные танцы» с 1999 года и преподающей в Гуманитарном университете на факультете современного танца. Примечательно, пожалуй, и то, что все три спектакля в предстоящем вечере — премьерные, и показаны они будут в Музее истории Екатеринбурга 28 августа.

Источник: http://apelcin.ru