вторник, 13 мая 2014 г.

К юбилею покажут... фигу*

Сад Казанцева в центре Екатеринбурга отмечает 100-летие!

Статья опубликована в Областной газете № 80 (7403). 7 мая 2014 года

Cад Казанцева — сегодняшний Музей плодового садоводства среднего Урала — до сих пор радует вековыми липами, девяностолетними яблонями и жёлтой малиной на 22-х сотках в центре мегаполиса растут более ста морозостойких деревьев.

Попасть на экскурсию в сад может любой горожанин.
Правда, для этого придётся купить в музее билет
Почему Дмитрий Казанцев, старший из 24 (!) детей в огромной крестьянской семье, всю свою жизнь посвятил селекции, «северному садоводству», сказать сложно. Может, потому, что хлеба в семье ели не вдоволь, а уральские яблоки были мелки от кислоты сводили скулы.
Посетители музея до сих пор удивляются, как уроженец села Конёво близ Невьянска с двумя классами за плечами смог стать бухгалтером в Екатеринбурге. Музейщики говорят — помогли самообразование и практическая смётка. До поздней ночи Дмитрий Иванович сидел над счётными книгами и за пять лет смог скопить на дом с участком земли, тут и посадил первые яблони. Со временем участок разросся, а с яблочными сортами садовод даже поэтично сравнивал румянец на лицах детей и жены: «Щёки у дочери Галины цвета сорта «Любимец».
В центре мегаполиса до сих пор плодоносят деревья, посаженные селекционером-энтузиастом. Здесь прекрасно себя чувствуют «Ранетка красная», «Бельфлёр Китайка», вишня сорта «Анюта» — сладкая, похожая по вкусу на черешню.
Участок чудом уцелел в кольце новой застройки. Сегодня это настоящий зелёный оазис, над которым возвышаются башни делового квартала «Екатеринбург-Сити». Горожане помнят войну застройщиков с садом — его хотели перенести на окраину, что было бы равносильно уничтожению. Кстати, тогда же многие зелёные экспонаты действительно погибли — ночью их кто-то облил химикатами. Однако благодаря заступничеству общественников усадьба с участком земли вскоре обрела статус Музея плодового садоводства Среднего Урала.
Ещё в прошлом году в помещениях музея не было даже полноценного отопления, нормальной электропроводки, канализации. «Удобства» и сегодня остаются на улице, но в комнатах уже тепло и чисто. Сегодня здесь пахнет не музейной пылью, а краской — к юбилею в помещениях сделали ремонт.
В эти дни в музее воссоздают мемориальную комнату Дмитрия Казанцева. А летом начнётся другой этап работы — просветительский.
— Каждое лето мы работаем с детьми, — рассказывает нынешний директор музея Геннадий Короленко. — Младшие школьники из городских лагерей к нам просто рвутся. Вокруг скверов почти нет.
Сам директор частенько берёт в руки лопату — обновляет посадки. Даже внутри, в помещениях музея настоящие зелёные кущи. Любимица администрации — разлапистая фига. В смысле, фиговое дерево,
инжир.
— Плодоносит, конечно, — уверяет директор музея. — Я хочу её летом в сад пересадить, прямо с горшком. Временно, шутки ради. Чтобы сказать потом: мол, в саду Казанцева даже фиги растут. А может, и вправду приживётся. В этом саду всё может быть.
Кстати, фрукты, собранные в саду, можно есть без опаски — исследования показали, что плоды не накапливают нитраты и тяжёлые металлы. Вот ещё бы почву хорошенько подкормить. Поэтому лучшим подарком на юбилей сада Геннадий Короленко считает... машину навоза.

Дмитрий Казанцев проводил в саду всё свободное время —
до последних дней своей жизни. В холодном мае €…­года он допоздна
засиделся в саду со своим другом и сильно простудился.
Встать на ноги, увы, уже не смог
























Досье
Дмитрий Казанцев родился 21 февраля 1875 года в селе Конёво Калатинского района (ныне Невьянский ГО). Дом с садом на улице Октябрьской революции в Екатеринбурге Казанцев купил осенью 1913 года, а весной 1914-го посадил там три первые яблони. В 1939 году получил малую серебряную медаль ВДНХ за достижения в области садоводства. Написал и опубликовал множество трудов об уральском садоводстве. После его смерти садом занимались жена и дети.

* Фига, или фиговое дерево, — инжир, субтропический листопадный фикус