воскресенье, 18 мая 2014 г.

Сто лет Первой мировой

В Екатеринбурге стартует акция по уходу за могилами ветеранов

Администрация города Екатеринбурга и активисты Екатеринбургского военно-исторического клуба «Горный щит» выступили организаторами акции по возрождению памяти участников и героев Первой мировой войны.

В конце июля ― начале августа 2014 года вся мировая общественность будет отмечать столетие с начала этого одного из самых масштабных в истории человечества военных конфликтов, в ходе которого погибло более 10 миллионов военнослужащих и 12 миллионов мирных граждан.

Между тем в России события Первой мировой войны по понятным причинам оказались преданы забвению, равно как и память об участниках и героях этой великой войны империй и народов. А ведь на фронтах «германской» или «империалистической» войны, как ее нередко называли в то время наши соотечественники, сражалось немало екатеринбуржцев. За три с половиной года боевых действий на европейском военном театре Екатеринбург отправил на фронт три боевых полка. Первым в 1914 году отправился воевать квартировавший в Екатеринбурге 195-й пехотный Оровайский полк. Чуть позже в этом же году на войну был направлен сформированный в столице Урала 335-й пехотный Анапский полк. А в 1916 году из Екатеринбурга за веру, царя и Отечество отправился сражаться 5-й особый пехотный полк, который вошел в состав Русского экспедиционного корпуса, воевавшего на Западном фронте в полосе действий французских и германских войск.

Погибшие в горниле Первой мировой екатеринбургские солдаты и офицеры в основном остались лежать на чужбине. И все же небольшая часть воинов, вернувшихся на Родину по ранению, а затем умерших от ран и болезней, были похоронены на екатеринбургских кладбищах. Однако время и потомки впоследствии неблагодарно обошлись с их могилами. За годы советской власти с лица Свердловска-Екатеринбурга были стерты не только захоронения времен Первой мировой войны, но и целые городские погосты. Ушли в небытие Монастырское кладбище ― на его месте сейчас расположен парк Зеленая роща. Перестало существовать Немецкое кладбище ( лютеранско-католическое или Старомихайловское кладбище. Прим. ArtOleg )― в наши дни на этом месте разбит сквер (парк им. Блюхера. Прим. ArtOleg), в котором выгуливают собак жители улицы Блюхера и соседних с ней жилых кварталов. Полностью разрушено и застроено многоэтажками микрорайона Парковый старообрядческое Рязановское кладбище. Что касается оставшихся в черте города старых погостов, то отдельные могилы участников и героев Первой мировой войны сохранились лишь на Ивановском и Михайловском кладбищах. При этом состояние этих захоронений в основном удручающее, так как родственников и погребенных героев практически не осталось, и за могилами ухаживать попросту некому.

Места последнего приюта большинства героических уральцев, отличившихся на полях сражений Первой мировой, наверное, так бы и оставались затерянными в глухих уголках Ивановского и Михайловского кладбищ, если б их целенаправленным поиском не занялись активисты Екатеринбургского военно-исторического клуба «Горный щит». Несколько лет подряд они метр за метром, участок за участком обследовали кладбищенские территории и идентифицировали захоронения солдат и офицеров, погибших как в период этого военного конфликта, так и умерших в Екатеринбурге уже в послевоенные годы первой половины XX века. Таким образом, в поле зрения историков и краеведов оказалось примерно до полутора десятка сохранившихся могил.

По информации заместителя председателя военно-исторического клуба «Горный щит» Александра Кручинина, многие надгробия и памятники, установленные на местах захоронений героических уральцев, требуют реставрации или замены. Также могилам требуется регулярный уход и надзор. А так как у большинства покоящихся в уральской земле солдат и офицеров Первой мировой войны живых родственников уже практически не осталось, то помочь сохранить для потомков память о героях могут и должны ныне живущие екатеринбуржцы, неравнодушные к истории своего города и своих предков.

Данная инициатива активистов «Горного щита» в год столетия с начала Первой мировой войны получила широкую поддержку в муниципалитете. В ближайший понедельник, 28 апреля, заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по организации значимых общероссийских и международных мероприятий Сергей Тушин намерен дать старт акции по уходу за могилами участников Первой мировой войны на совете проректоров по воспитательной работе вузов Екатеринбурга. В первую очередь руководители муниципалитета и военно-исторического клуба «Горный щит» рассчитывают на шефскую помощь историко-археологических, поисковых и строительных студенческих отрядов, которые традиционно участвуют в различных патриотических проектах и мероприятиях.

Перспектива у этой общегородской патриотической акции есть, считает директор Центра социальной работы Уральского федерального университета Дмитрий Лоевский.

«У нас в университете, например, многие годы действует свой поисковый студенческий отряд «13-я высота», который имеет большой опыт обнаружения и восстановления захоронений советских бойцов Великой Отечественной войны. Поэтому опыт, наработанный нашими поисковиками, наверняка поможет привести в порядок сохранившиеся могилы воинов Первой мировой войны и организовать за ними должный уход. Думаю, что на такое богоугодное дело активно откликнутся и наши коллеги из других екатеринбургских вузов», ― отметил он.

Справка:
Самое большое количество сохранившихся до наших дней могил участников Первой мировой войны в Екатеринбурге находится на Ивановском кладбище. Члены городского военно-исторического клуба «Горный щит» собрали сведения о следующих упокоенных на этом кладбище героических земляках.

Иосиф Андреевич Козлов ― капитан 42-го Сибирского стрелкового полка. Участник Русско-японской и Первой мировой войн. За годы Первой мировой дослужился от подпрапорщика до капитана. Был ранен. Награжден орденами Святого Георгия 4-й степени, Святой Анны 3-й степени с мечами, Святого Станислава 3-й степени с мечами, Георгиевским крестом 4-й степени с лавровой ветвью, Георгиевскими крестами 2, 3 и 4-й степеней, Георгиевским оружием, медалями: «За поход в Китай 1900-1901 гг.», «В память войны с Японией 1904-1905 гг.», «За усердие». После окончания Первой мировой был участником Белого движения на Востоке России. После войны жил в Томске и Илимске. В 1937 году был арестован. Чудом избежал смертной казни, так как был освобожден высоким чином из НКВД, узнавшим в нем своего однополчанина. После этого перебрался к дочери в Свердловск. В годы Великой Отечественной войны работал в Свердловском областном военкомате, где преподавал готовившимся к отправке на фронт солдатам и офицерам огневую подготовку. В последние годы жизни работал в ЖЭКе. Умер в 1963 году в Свердловске и был похоронен на Ивановском кладбище. В 2002 году, взамен пришедшей в ветхость металлической пирамидки 1960-х годов внук Иосифа Андреевича установил на могиле деда новый каменный памятник. К сожалению, он простоял очень недолго и через несколько месяцев был уничтожен местными жителями. В июне 2003 года по инициативе членов клуба «Горный щит» совместно с родственницей Иосифа Козлова на его могиле был установлен новый бетонный памятник, который стоит и по сей день. В сентябре 2005 года рядом с Иосифом Андреевичем был похоронен его правнук - участник боевых действий в Чечне, скончавшийся от полученных ранений.

Пётр Карпович Рожко ― полковник, последний командир 195-го пехотного Оровайского полка. Воевал все три с половиной года Первой мировой войны. Был ранен и отравлен газами. Вместе с группой разведчиков вынес знамя полка из окружения в Карпатах. За этот подвиг получил от военного командования орден Владимира 4-й степени с мечом и бантом. Всего за годы войны был награжден шестью боевыми орденами. После Первой мировой войны был участником Белого движения. С февраля по декабрь 1919 года командовал 27-м Камышловско-Оровайским полком горных стрелков. Отличился при взятии Уфы. 19 мая 1919 года был произведен в полковники. С осени 1920-го по осень 1922 года служил в Красной армии, после увольнения проживал в Екатеринбурге и работал инспектором налогового стола.

Умер в Екатеринбурге в 1929 году. Похоронен на Ивановском кладбище. Могила сохранилась, за ней до сих пор следят родственники Петра Карповича, но им необходима помощь в процессе реставрации места захоронения.

Владимир Николаевич Тиме ― подпоручик, командир взвода 194-го пехотного Троицко-Сергиевского полка. Участник Первой мировой войны. Был тяжело ранен. Во время Гражданской войны служил в армии Колчака. Был заместителем начальника военконтроля 12-й дивизии горных стрелков, комендантом города Троицка. Умер в Екатеринбурге в 1922 году и был похоронен на Ивановском кладбище. В начале 1990-х годов памятник и место захоронения Владимира Николаевича едва не были утрачены (крест упал, через могилу прошла пешеходная тропа). Крест был вновь установлен членами военно-патриотического клуба «Горный щит».

Степан Александрович Киселев ― подпрапорщик 97-го пехотного Лифляндского полка ― полный Георгиевский кавалер. Герой Первой мировой войны. Умер в 1953 году. Похоронен на Ивановском кладбище. Могила сохранилась, находится в прекрасном состоянии, за ней следят потомки Степана Александровича, которые установили своему предку и другим, похороненным рядом с ним родственникам новый отличный памятник.

Владимир Николаевич Квасов ― прапорщик, уроженец Верх-Исетского завода. Окончил екатеринбургскую мужскую гимназию. В 1914 году с началом Первой мировой войны был призван в армию. Окончил ускоренный курс Казанского военного училища, после чего был отправлен на фронт. Служил командиром взвода в 55-м пехотном Подольском полку. Летом 1915 года в Галиции во время отступления русских войск погиб. Первоначально был похоронен в братской могиле в районе боев. Узнав о гибели сына, отец Владимира Квасова, служивший фельдшером на Верх-Исетском заводе, отправился в действующую армию. По прибытии на театр военных действий он с помощью командования разыскал могилу сына, эксгумировал его тело и доставил на Родину, в Екатеринбург. В августе 1915 года прапорщик Квасов был торжественно захоронен на Ивановском кладбище при большом стечении народа. Похороны героя освещали все городские газеты. Первоначально над его могилой возвышался большой деревянный крест, утраченный в советское время. В настоящее время могила Владимира Николаевича Квасова и его позже скончавшихся отца и матери находится в плачевном состоянии. Родственников не осталось, ухаживать за захоронением некому. Памятник на могиле обветшал, памятная табличка с именами и датами жизни похороненных в ней практически не читается. Все требует замены и дальнейшего ухода.


Зам.представителя Екатеринбургского военно-исторического общества "Горный щит" Александр Кручинин.


Источник