суббота, 23 апреля 2016 г.

На бойком перекрёстке

Ольга БУХАРКИНА

В дореволюционном Екатеринбурге синематограф был одним из главных развлечений

Киноперекресток в Свердловске, 1949 год.
Фото: СОКМ.
Каждый кинофильм сегодня имеет рекламную поддержку, красочные буклеты, завлекательные трейлеры. Сто лет назад афиши были черно-белыми, а вместо трейлера зритель мог получить скромную программку.
Она называлась «либретто», как в опере, — ведь немая кинолента требовала пояснения.
В 1916 году посетители «кинемо «Художественный театр» (ошибки нет, тогда писали то синема, то кинемо. — Ред.), который располагался в Екатеринбурге на ул. Колобовской (ныне Толмачева), смотрели картину «Курсистка Таня Скворцова». В главных ролях были заняты З. Ф. Баранцевич, Е. Д. Южная и К. Б. Джемаров. «Исключительно интересная постановка и дивно продуманная игра артистов», — сообщала программка. Драма повествовала о днях Первой мировой войны, о «молоденькой мечтательнице», о верной любви девушки к юноше, который в результате контузии на фронте потерял возможность говорить. Конец был счастливый: Таня и ее немой герой сжимали друг друга в объятиях. Вот такая романтическая история на злобу дня. Кстати, следующая премьера «Художественного» тоже обещала показать современность — ленту «История одного лета», снятую, между прочим, в окрестностях Екатеринбурга.
Синематограф зарождался как документальный, таким он впервые пришел и в Екатеринбург. Пусть новость была вчерашняя, давно известная по газетам, но увидеть своими глазами — это совсем другое. Да и событие неординарное — коронация государя (тогда еще не знали, что она станет последней в истории России). Июньским днем 1897 года в здании городского театра жители уральской столицы увидели царя и царицу, словно живых, совсем рядом — руку протяни.
Театр был возведен в 1845 году. В начале ХХ века синематограф постепенно стал вытеснять муз из старых стен. В 1909 году на лето помещение было сдано городской управой некоему господину Лоранжу для «устройства кинематографа». Позднее, в 1910 году Кай Петрович Лоранж (несмотря на французскую фамилию, он был подданным Дании) оборудовал «электротеатр» в доме Певина на углу Главного и Вознесенского проспектов № 42-18. Публику в развлекательное заведение заманивала ходячая реклама — человек с афишами, висящими на спине и на груди.
Итак, Лоранж обосновался в своем синематографе, а городские власти постепенно склонялись к мнению о выгодности использования городского театра для демонстрации кинолент. В феврале 1910 году мещанин И. Н. Волков арендовал его под кинематограф при условии выплаты городу ежегодно 12% от валового сбора плюс три благотворительных сеанса в пользу Комитета по разбору и призрению нищих. По окончании трехлетнего срока аренда театра была продлена. К Волкову присоединились компаньоны, причем вступили в кинобизнес двоюродные братья будущего вождя мирового пролетариата В. И. Ленина — господа Ардашевы. В. А. Ардашев непосредственно вошел в число кинопрокатчиков, а А. А. Ардашев являлся доверенным лицом предпринимателей.
А что же иностранец Лоранж? В 1911 году в электротеатре в доме Певина водворился другой хозяин — луганский купеческий сын А. Б. Эстрович, но название «Лоранж» так и закрепилось за заведением. Это же звучное имя носило и кафе при театре.
Так перекресток Главного и Вознесенского проспектов стал досуговым центром Екатеринбурга. После открытия в 1912 году нового городского театра (ныне Театр оперы и балета им. Луначарского) старый окончательно отошел под кино. Продолжал активно действовать и синематограф, расположенный наискосок, в доме Певина.
Неосвоенной индустрией развлечений оставалась площадка усадьбы Покровских по адресу: Вознесенский, 20, прямо через дорогу от бывшего городского театра. Тут в 1913 году начало строить собственный клуб и кинематограф Екатеринбургское коммерческое собрание. В апреле 1914 года, на Пасхальной неделе, в только что законченное здание переехал «Лоранж». Старое его помещение тоже пустовало — там заработал кинематограф «Мир». Таким образом, на одном перекрестке сосредоточилось сразу три точки показа кинофильмов.
В 1915 году старый городской театр арендовал прокатчик А. Г. Сазоновский, но в его бизнес внесла коррективы Первая мировая война. Здание пришлось отдать для постоя войск. Когда в сентябре 1917 года армейцы вернули дом городу, состояние его оказалось плачевным — только стекол было сломано 61. После ремонта кинемо наконец открылся вновь, — теперь под названием «Колизей».
Произошла пролетарская революция. Советской власти искусство кино, как наиболее массовое и доступное народу, пришлось ко двору, поэтому старые кинотеатры не закрылись, а поменяли свои названия — «Лоранж» в 1926 году превратился в «Совкино», а «Колизей» в 1931 году — в «Октябрь», «Художественный» мы сегодня знаем как «Салют». В этих старинных залах граждане советского Свердловска пережили немало радостных минут от встречи с шедеврами: в 1931 году в «Совкино» показали первый звуковой фильм «Путевка в жизнь»; в «Октябре» в 1935-м — «Веселых ребят». Над главным входом кинотеатра тогда установили громкоговоритель, и те, кому не досталось билетов, слушали музыку из фильма прямо на улице.
Облик киноперекрестка старого Екатеринбурга теперь сильно изменился. Как памятник архитектуры сохранен только старый городской театр, даже имя «Колизей» ему оставлено. В 1960-е снесен бывший дом Певина. «Лоранж» реконструирован и слился с Театром музкомедии. Екатеринбуржцы по-прежнему текут сюда оживленной толпой на встречу с искусством.
Жизнь, как кинолента, — закачивается одна, начинается другая.

Источник