среда, 26 июля 2017 г.

«Богатыревы. Династия Невьянских иконописцев»

 В Екатеринбурге в музее ИЗО в рамках выставки «Богатыревы. Династия Невьянских иконописцев» совместно с Департаментом Искусствоведения УрФУ 23 июля состоялась лекция: «Шедевры и подделка: иконопись Нового времени XVIII-XIX вв». В ходе встречи были рассмотрены понятия «подражание», «копия» и «подделка» в отношении развития традиции иконописи в России, а также представлены некоторые способы технологического изучения произведений невьянской школы.

В качестве экспертов встречи выступили:

Юлия Сирина — зам. директора музея по выставкам и развитию, куратор выставки «Богатыревы. Династия невьянских иконописцев».
Евгений Ройзман — основатель первого в России частного музея иконописи Невьянская икона. Денис Ильичев — сотрудник Лаборатории экспертизы и реставрации УрФУ
Модератор: Алексей Глазырин — генеральный директор группы компаний «Ньютон».

Организация выставки «Богатыревы. Династия Невьянских иконописцев» стала возможна благодаря сложной и многолетней реставрационной работе. Так, впервые представлен полный комплекс икон домовой церкви из усадьбы Расторгуевых-Харитоновых, демонтированный в начале XX века. На выставке представлены также иконы и прориси из разных музеев и частных собраний.

Невьянская школа иконописи на Урале

В отличие от широко известных древних иконописных школ — новгородской, псковской, московской — невьянская школа возникла и сформировалась лишь в XVIII-XIX столетиях. Ее творцами были старообрядцы, отвергнувшие церковную реформу середины XVII века и бежавшие из северных и центральных районов страны. Они перенесли на Урал Древнюю Русь с ее многовековым культурным наследием.

Понятие «невьянская школа», употребляемое по отношению к уральской старообрядческой иконе, в достаточной мере условно, но не произвольно. Город Невьянск, выросший из поселка при металлургическом заводе, основанном в верховьях реки Нейвы в конце XVII века, стал старообрядческим центром Урала. Он и собрал лучших иконописцев.

Передававшееся из поколения в поколение иконописное мастерство, существование династий, таких как Богатыревы и Чернобровины, наличие излюбленных иконографических типов, характерных стилистических признаков и приемов темперной техники — все это позволяет говорить о невьянской иконописной школе. Для нее характерны удлиненные пропорции фигур, изысканность поз, тонкость письма. Невьянцы искусно владели всеми секретами мастерства и умели выразительные средства живописи слить в единое целое.

Какие бы традиции ни просвечивали в невьянской иконе, она, прежде всего, опирается на XVII век, искусство которого стало протографом для всего позднего иконописания. Главными в невьянской школе оказались традиции, заложенные художниками в середине XVII века в Ярославле, Ростове Великом и Костроме. Старообрядческая уральская икона дала нам примеры более органичного и творческого развития древнерусских традиций, чем, скажем, сделанная «под старину» палехская, пусть и предназначенная для нововерческой церкви.

Постепенно невьянская икона стала эволюционировать в сторону декоративного искусства, становясь роскошной вещью, олицетворяющей баснословные капиталы уральских промышленников. Невьянская иконопись уходила в прошлое, но уходила не бесследно. Она оказала заметное влияние на фольклорную икону, дольше не растратившую творческий потенциал, на местную книжную миниатюру, на роспись по дереву и металлу, на всю художественную культуру Урала.




















Фото и вступление: Олег Матвеев
Использованы материалы:
https://vk.com/muzei_izo
ЕМИИ
https://www.nkj.ru/archive/articles/10974/
(Наука и жизнь, НЕВЬЯНСКАЯ ИКОНОПИСЬ)