четверг, 7 сентября 2006 г.

ВЫРВАННЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

| Наследие

Статья опубликована в "Православной газете" №13, 1994 г.

Многим жителям Екатеринбурга знакомо обезображенное здание Крестовоздвиженской церкви (иные и не знают, что это церковь), прижатое к ограде зоопарка на углу улиц Луначарского (Васенцовской) и Маркса (Крестовоздвиженской). Облупившаяся штукатурка и сложная лепка, старинные окна с округлыми арками и нелепо прорубленная в стене дверь, красивый круглый выступ алтарной апсиды с одной стороны — и безобразный, бесформенный пристрой с другой.

А когда-то это было прекрасное здание, увенчанное мощным куполом, с высокой восьмигранной колокольней, над которыми сверкали золотые кресты. Внутри церковь украшал богатый иконостас. Где предел современному варварству? Поразительно, что наши люди с удовольствием готовы отправиться куда-нибудь за границу поглазеть на тамошнюю красоту, как положено культурному человеку, а у себя дома бездумно доводят ее до разрушения и порчи.



ГДЕ ТЕПЕРЬ ЭТИ СВЯТЫНИ!

Но Крестовоздвиженской все же повезло. Хотя и лишенная купола и колокольни, пребывавшая в мерзости запустения, она все же сохранилась, в отличие от наиболее величественных и старых соборов XVIII века.

История этой относительно небольшой и не очень старинной церкви довольно интересна. Она была выстроена в 1880 году как домашняя церковь при детском убежище, т. е. при детском приюте. Сам приют размещался через дорогу в здании, в котором теперь Октябрьский райвоенкомат. Построена была на пожертвования екатеринбургского городского головы купца Василия Васильевича Кривцова, который был одним из выдающихся отцов города, внес в развитие его не только инициативу, но и личные средства.

Церковь была освящена 24 августа 1880 года. Она славилась среди других обилием святынь — мощей святых, которые пожертвовал житель города Севериан Георгиевич Новиков, привезший их из дальних странствий. Так, здесь находилась частица древа Животворящего Креста, вделанная в напрестольный серебрЯно-позлащенный крест, и шесть частиц мощей святых угодников — Патриарха Павла, мучеников Трифона, Меркурия, Ореста и Евгения и великомученика Пантелеймона (покровителя медицины), вделанные в кипарисовую доску. Где теперь эти святыни? Кто может сказать, какова их судьба? Сгинули они совсем, или погребены в недрах запасников какого-нибудь музея?

ПОД ЗВУКИ ПОЛКОВОГО ОРКЕСТРА

Но самое необычное в этой церкви другое. Она с самого своего возникновения стала использоваться как полковая для солдат, размещавшихся в выстроенных поблизости от нее казармах, которые и сегодня известны как Орсвайские. Когда-то роты и батальоны полков поочередно маршировали в дни церковных праздников, составляли у входа в храм ружейные пирамиды (в церковь нельзя входить с огнестрельным оружием) и, положив на локоть левой руки фуражки, рядами входили под своды храма. А по окончании службы под звуки полкового оркестра возвращались в казармы. Забытые страницы жизни старого Екатеринбурга!

Здесь были солдаты и офицеры 12-го Великолукского полка. Отсюда ушел на фронты русско-японской войны в 1904 году 139-й Моршанский полк, капельмейстер которого Шатров сочинил свой знаменитый-и любимый многими вальс "На сопках Маньчжурии". Какая музыка звучала, когда полк после молебна в Крестовоздвиженской церкви походным маршем двинулся в сторону Екатеринбургского вокзала!
После войны в казармы пришел 185-й Оровайский полк. Он был назван так в честь местечка Оровай, где произошло победное сражение русской армии в последней русско-шведской войне. И этот полк, очевидно, провел свой последний, прощальный молебен в Крестовоздвиженской церкви. И звучала под сводами ее молитва за Отечество: "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы христолюбивому воинству нашему над сопротивныя даруя!" Оровайский полк ушел на фронты 1914 года и героически воевал в Карпатах, где и был расформирован после революции.
Затем в годы войны, которая тогда в газетах именовалась Второй Отечественной (потом она стала называться империалистической, а теперь просто первой мировой), вновь формируемые резервные батальоны также уходили на фронт из Крестовоздвиженской церкви.
А потом пришла революция. Красные полки, разумеется, не заходили в церковь. Но с июля 1918 года по август 1919 года она, вероятно, продолжала служить полковой. Возможно, отсюда отправился сначала на запад, а потом в отступление на восток сформированный в городе 25-й Екатеринбургский полк имени адмирала Колчака, один из лучших полков Белой армии, ушедшей после полного крушения Белого дела в Маньчжурию.

ОБНОВЛЕНЦЫ

Но и после установления советской власти в Екатеринбурге история Крестовоздвиженской церкви была необычной. Она стала единственной в городе, поддержавшей так называемую обновленческую церковь Александра Введенского. Та возникла в 20-е годы как оппозиция основной Русской Православной Церкви патриарха Тихона, оставшейся в оппозиции к советской власти (кстати, последним иерархом, открыто продолжавшим линию Тихона, был екатеринбургский архиепископ Григорий Яцковский).
Предпосылки обновленческой церкви возникли еще до революции, но тогда она не смогла громко заявить о себе. Советское государство в своей борьбе с религией поддержало "обновленцев", чтобы расколоть Церковь. Обновленцы попытались перевести все богослужение на русский язык, отчего молитвы приобрели на слух непривычно будничное, а иногда и престо забавное звучание. Впоследствии, после полного разгрома церкви в 30-е годы, когда власти потеряли интерес к "обновленцам" и перестали активно их поддерживать, эта церковь сама собой зачахла и постепенно исчезла. Народ ее не поддержал.
12 февраля 1930 года Крестовоздвиженская церковь постановлением горсовета, подписанным будущим первым почетным гражданином Свердловска А. Бычковой, была закрыта.
Наступил период "мерзости запустения" и кощунства. Чего здесь только не было — и художественные, и нехудожественные мастерские.
Но сегодня открывается новая глава в истории Крестовоздвиженской церкви. Казаки Екатеринбургского землячества казаков образовали общину, которая и вернула храм к жизни.

С. ВОРОШИЛИН, доцент кафедры психиатрии УрГМИ