понедельник, 14 января 2019 г.

Открытка с видом ворот Рязановского старообрядческого кладбища

Кладбища Екатеринбурга

Старинная  открытка издательства т-ва Р. ГОЛИКЕ и А. ВИЛЬБОРГЪ с видом на старинные ворота старообрядческого Рязановского кладбища в Екатеринбурге. Хотя открытка и подписана «Осенний мотив», но доподлинно известно, что на открытке изображены ворота старообрядческого Рязановского кладбища на Васнецовской улице (ныне улица Луначарского). В Екатеринбургском музее ИЗО на ул. Воеводина, 5 экспонируется авторская живопись Л.В. Туржанского, где формат работы немного пошире. Также есть два издания — это «Образ Урала в изобразительном искусстве», 2008 г., и «Екатеринбург: умножая на миллион. Екатеринбург в произведениях художников», 2014 г. где эта работа Туржанского атрибутирована, как ворота старообрядческого Рязановского кладбища в Екатеринбурге (1906 г.).
Ворота, как и само кладбище, к сожалению не сохранились, но мы можем представить насколько богатым был этот некрополь, на котором не только ворота имели парадный вид, но и имелось две часовни, каменная и деревянная, а многие надгробные памятники были произведениями искусства.

Фото отсюда


Ворота старообрядческого Рязановского кладбища в Екатеринбурге.
1906 г. ЕМИИ. Фото отсюда



Воспоминания о школе №13 выпускников 40-х годов

Вспоминают выпускники 1940-х годов













ВОСПОМИНАНИЯ О ТРИНАДЧИКЕ: 40-е годы 

Девичья школа

Я училась в школе в 1944–46 годах. Тогда она была женской, там учились только девочки, а находилась на улице Тверитина возле площади Обороны. Директором в то время была 
Фото отсюда
Мария Васильевна Бабенко — строгий, глубоко принципиальный человек. В школе была хорошая дисциплина. Каждое утро перед уроками в коридорах проводилась зарядка. Так как время было военное, то сразу же после зарядки сообщались вести с фронта. Потом девочки расходились по классам, и начинались занятия. Шел четвертый год войны. После второго урока в класс приносили горячие белые булочки, и для многих они были единственной едой за день, а некоторые уносили их домой для младших братьев и сестер.
Среди учителей я не помню ни одного мужчины. Плохих педагогов у нас не было. У преподавателя физики Зои Филипповны война унесла мужа и сына, но она осталась добрым и отзывчивым человеком. Любовь Акимовна Соллогуб вела уроки биологии. Она была эвакуированной и жила с дочерью в гостинице.
В ее номере было множество цветов и редких растений. Девочки приходили к ней смотреть и слушать ее увлекательные рассказы о растениях. Преподаватель истории Любовь Алексеевна была моим классным руководителем. Она всегда горячо отстаивала интересы своих учениц. Девочки знали, что преподаватель немецкого языка Валентина Михайловна Сюзюмова очень голодала, но всегда была приветливой и доброй. Она знала четыре языка. Любимым моим учителем была преподаватель русского языка и литературы Ольга Тимофеевна Юрина. Она прекрасно знала свой предмет, уважала своих учеников. Девочки платили ей тем же. Для того чтобы доставить своей любимой учительнице маленькую радость, свои школьные сочинения я переписывала каллиграфическим почерком со всеми предусмотренными наклонами и нажимами. Следует учесть, что тогда писали перьевыми ручками.
И еще несколько строк о Дне Победы. В начале мая 1945 года все уже знали, что война скоро кончится, и ждали только официального сообщения. В день 9 мая с самого утра шел дождь с мокрым снегом. Девочки пришли в школу, но занятия не начинались и зарядки не было. Вдруг дали звонок, и все высыпали в коридоры, чтобы услышать важное сообщение. Учителя стояли все вместе. Директор вышла, с трудом преодолевая волнение и слезы, комкая в руках мокрый платочек, просто сказала: "Девочки, война кончилась". Кто-то закричал, кто-то заплакал. Потом все ринулись на улицу, на площадь 1905 года. Мы шли, не замечая дождя и непогоды, и из каждой улицы, из каждого переулка выходили люди, вливаясь, как ручейки, в одну большую реку. Все шли на площадь. Там звучала музыка, речи. Все радовались, плакали, были возбуждены. Но самое главное, что все, и старые, и малые, были объединены одним чувством горькой радости Победы. Такого единства и согласия чувств разных людей я более никогда не испытывала.

Воспоминания Лидии Сорокиной записал внук Дмитрий Нечаев, ученик гимназии № 13
"Phortochka" # 3-1997

Незабываемые годы

Сегодня очевидно, почему школа №13 с давних пор имела такой высокий моральный авторитет в городе, такую популярность среди родителей, которые стремились видеть своих детей учениками именно этой школы: ее лицо с самого основания определяли замечательные люди — наши учителя.
Нам, выпускницам 1951 года, выпало большое счастье в продолжение многих лет общаться с незаурядными личностями, находиться под их нравственным влиянием, брать от них многое, что они хотели или не хотели вложить в нас, ибо каждый настоящий педагог хоронит себя в своих учениках... Нас учили выдающиеся учителя.
Наши незабываемые первые учительницы — Людмила Петровна Рязанцева и Варвара Ивановна Шраменко — вели нас четыре года своими добрыми и тактичными руками опытных преподавателей по пути знаний. Эти четыре года были для нас школой воспитания трудолюбия, чувства ответственности. Их дело продолжил целый, отлично спаянный коллектив учителей, отличавшийся всегда пониманием задач, которые ставило время, и умением решать их в единстве требований. Навсегда запомнились нам: исключительно строгая к ученикам, доведшая преподавание русского языка до ювелирной отделки, Ольга Тимофеевна Юрина; неприступная Анастасия Михайловна Поддубная, державшая нас на далеком расстоянии от себя, но сумевшая показать нам поэзию строгих и сухих наук — алгебры и геометрии. Прочное место в душе каждого заняла Елена Ивановна Петрова, сыгравшая в нашей жизни особую роль: человек незаурядных способностей, большого и вместе с тем тонкого ума, знаний, удивительного обаяния и естественности поведения, в котором все глубоко, без малейшего желания произвести впечатление на окружающих, безоговорочно признанная нами Первой среди всех наших неповторимых преподавателей. Школа стала для нас действительно вторым домом, где было все свое, родное, знакомое, уютное, где жилось легко и просто (однако это не значит, что учиться было легко: каждую оценку приходилось зарабатывать трудом!), ибо в любой ученице видели человека, к которому относились с вниманием и уважением. Поэтому родная школа осталась с нами на всю жизнь, и чувство благодарности к ней и ее учителям живет в нас, пока живы мы, ее выпускники.

Галина Пермякова, выпускница 1951 года.
"Phortochka" # 3-1997

Источник