вторник, 29 января 2019 г.

Восстановим храм святой Екатерины


АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 3 | 2012
ДЕСЯТОВ Владимир Григорьевич
доктор архитектуры, профессор,
член-корреспондент РААСН



Восстановим Храм!


Иллюстрация 1. Собор Святой Екатерины в Екатеринбурге. Фото С. М. Прокудина-Горского

В 2013 г. исполнится 290 лет с того дня, как завод, созданный под руководством Василия Никитича Татищева в г. Екатеринбурге на реке Исеть, дал первый металл. Для обеспечения его энергией создавалась плотина на большой многоводной реке Исети да крепостная стена для защиты завода от набегов банд башкир.
Великой покровительницей металлургического завода и города, образовавшегося вокруг него, была святая великомученица Екатерина Александрийская, невеста Христа, защитница всех наук и горного дела. Город назвали Екатеринбург.
Но «Работу работай, а Бога не забывай» — так гласит русская пословица. Церковь заложили в честь Святой Великомученицы Екатерины в том же году, еще раньше, чем завод вступил в строй.
Полковой священник Тобольского полка Иван Ефимов освятил закладку первого камня городской церкви 1 октября 1723 г., почти за два месяца до готовности завода-крепости.
Церковь строили рядом с заводом и плотиной на левом берегу реки Исети. Возвели церковь первые строители завода «как умели, без проекта, на глазок». Для церкви был выбран фахверк, заполненный глиной и кирпичом.
Планировка церкви была выбрана «кораблем», она имела небольшую главку, покрытую белой жестью, и шпиль, также выложенный белой жестью. Возле входа в церковь располагалась звонница. В шатре колокольни были устроены часы, выполненные на Каменском заводе, чтобы «город жил не по барабанному бою, а по часовому бою».
После смерти Петра I властвующая императрица Екатерина I в июне 1726 г. отправила заводу-крепости свой царский подарок храму: священнические облачения, воздуси, пелены, полный комплект богослужебных книг, серебряную церковную утварь. На заводе для храма были сделаны паникадила из красной меди на 36 свечей, 11 медных лампад и пять жестяных подсвечников.
Первый иконостас был вырезан резчиком Федором Охлыпиным. Иконы писались художником Степаном Леонтьевым и тюменским монахом Антонием. Первый иконостас был выполнен «небогатой рукой». На колокольне было девять медных колоколов весом от одного до сорока пудов.
Еще не была готова плотина (плотинка), а храм уже был освящен и служба в нем началась. Со временем храм развивался, его перестраивали, расширяли, но он оставался главным в городе.
В день Святой Великомученицы Екатерины, 7 декабря, торжественно славили великомученицу. Этот день оставался выходным для жителей нашего города вплоть до октябрьского переворота, почти двести лет. Место возле церкви использовалось для захоронения заслуженных людей города Екатеринбурга.
К середине века захотели построить церковь каменную. Был приглашен лучший чертежник Афанасий Кичигин. Ему поручили разработать новый чертеж с тремя приделами.
В канун Преображения Господня, 16 августа 1758 г., протоиерей Федор Кочнев освятил закладку нового каменного собора имени Святой Великомученицы Екатерины.
Работа по строительству церкви велась на пожертвования горожан. В летние месяцы на строительстве было занято до 250 человек, а в зимние — до 40 человек.
Собор имел длину 26 саженей (55,5 м), в ширину — 19 саженей (40,5 м). Площадь помещений собора почти вдвое больше площади самых крупных церквей (325 кв. саженей) и рассчитана на 8 тыс. человек.
Здание собора было увенчано трехъярусной колокольней, высота которой со шпилем и крестом составляла 25,6 сажени (58 м). Колокольня многие годы использовалась как дозорная вышка Екатеринбурга, сначала для наблюдения за приближением возможного неприятеля, а в дальнейшем как пожарная. На соборе были установлены первые городские куранты.
На колокольне было 9 колоколов общим весом 1310 пудов (20,9 т), от 22 фунтов до 850 пудов (13,6 т).
В Симоновском приделе находилась часть святых мощей праведного Симеона Верхотурского, первого святого Екатеринбургской епархии. Мощи были помещены в дубовый гроб, выложенный в серебро — позолоченную раку, пожертвованную в 1883 г. екатеринбургским купцом М. Ф. Чистяковым.
Храм Святой Великомученицы Екатерины был центром города, его сердцем, его главным органом, где хранилось все святое. Сюда собирались все городские достопримечательности, победные знамена полка города, боровшиеся с Наполеоном за нашу Родину, все бумаги отцов города, данные им за их заслуги и добрые дела. Возле храма покоится прах почетных граждан города Екатеринбурга.
Как уже говорилось, место возле собора служило для захоронения заслуженных людей. Все воинские регалии Екатеринбургского пехотного полка, созданного в 1796 г. и участвующего в Отечественной войне 1812 г. против Наполеона, хранились в соборе Святой Великомученицы Екатерины. В храме хранилось также знамя, пожалованное императором Александром II Уральскому горнозаводскому батальону, и все грамоты знатных уральцев.
Собор имел свой хор из девяти взрослых мужчин и мальчиков. В соборе была библиотека, в которой насчитывалось 1237 томов. В 1887 г. при храме была открыта мужская церковно-приходская школа, в которой обучалось до 60 мальчиков, а 1894 г. — женская, на 65 девочек. В 1908 г. в школе обучалось 1704 человека.
В 1894 г. создано Екатерининское церковно-приходское попечительство. Главной задачей попечительства являлась поддержка развития школьного образования, в том числе назначение ежегодного пособия для увеличения жалованья учителям.
На площади перед собором был памятник Палаточной церкви мушкетерского полка.
В XIX в. к облику собора приложил руку главный архитектор города М. П. Малахов, который пристроил портики с южной и северной сторон. Позднее он венчался в этой церкви со своей молодой женой.
После установления советской власти с собором Святой Великомученицы Екатерины произошли следующие изменения.
В апреле 1920 г. было изъято церковных ценностей 10 пудов 14 фунтов (165,6 кг) серебра, а также множество изделий из уральских драгоценных камней. В 1923 г. отмечали 200-летие города. Церковь простояла первые два века. В 1924 г. сам город, вместо Екатеринбурга, получил новое имя. Это имя просуществовало 67 лет, до 1991 г. В этот год город снова восстановил свое имя Святой Великомученицы Екатерины.
А с собором произошло самое худшее. В 1926 г. была ликвидирована приходская библиотека, церковь же была обложена огромными налогами, не на что было даже содержать хор и делать текущий ремонт. Наряду с этим велась антирелигиозная пропаганда. Церковь решили взорвать. В феврале 1930 г. приняли постановление исполкома о сносе Екатерининского собора и использовании остатков как строительного материала. Здание собора взорвали, кирпичи поломали вместе со швами между ними. «Церковный мусор» свезли на лошадях в болото и засыпали им болотную топь. Уничтожили собор — символ города, созданный более двух веков назад кровью, потом и слезами уральских работных людей.
Участвовавший во взрыве собора сапер, командир взвода саперной роты 57-й дивизии А. С. Трифонов, рассказал нашей группе архитекторов — студентов УПИ, как саперы закладывали такое количество динамита, чтобы здание разрушилось, а вокруг постройки были целы.
Долгое время площадь стояла совершенно пустая. Затем здесь соорудили сад и фонтан «Каменный цветок», который на самом деле был сделан из чугуна.
К 250-летию города на месте снесенного собора построили часовню Святой Великомученицы Екатерины. Маленькую часовню запроектировал член-корреспондент РААСН, Заслуженный архитектор РФ А. В. Долгов. Несмотря на то, что пришлось пройти много различных преград, построенная часовня претендует на церковь. Она так и рвется своими пятью куполами ввысь.
В последние годы, особенно во время правления церковными делами владыки Викентия, на месте сквера на Екатерининской площади (ныне — площадь Труда) намеревались восстановить собор.
В 2010 г. владыка Викентий поехал на Крит для встречи ковчега с мощами
святой благоверной великомученицы Екатерины Александрийской, привезенными из монастыря на Синайской горе через Москву, где над мощами служил Патриарх Кирилл, в наш город. Здесь крестным ходом 7 декабря 2010 г. мощи были доставлены к часовне Святой Екатерины. Оставлять мощи в часовне было нецелесообразно. Крестный ход прошел до Храма-на-Крови, который приютил святую благоверную великомученицу Екатерину. Из храма мощи Екатерины отправились назад на Синайскую гору. Впервые за всю историю мощи Екатерины пребывали у нас в городе.
Православная молодежь молится в маленькой часовне за восстановление Екатерининского собора. Но верующие не помещаются в часовне и просят сделать трансляцию моления на улицу, чтобы слышали моление все, кто пришел вознести молитву о храме.
Необходимо восстановить храм Святой Екатерины — символ нашего города. Это надо сделать как можно скорее. Наш город потерял свое имя под воздействием черных сил, которые хотели уничтожить все существующее, все прогрессивное. Имя города восстановили в ходе становления демократических порядков, а вот символ города — храм Святой Екатерины — не восстановлен до сих пор.
Необходимо восстановить храм как место пребывания мощей святой Екатерины.
Современным противникам храма надо объяснять, что восстановление храма есть возрождение нашего морального и духовного потенциала.
Давно пора подумать и о том, что мы скажем потомкам. На наше время, на наши руки, на наши души пришлось главное — восстановление храма. Надо разгрести фундамент, который сохранился, а строители со своими механизмами быстро смогут возродить собор, художники украсят своими росписями храм, а металлурги отольют колокола. Деньги на это строительство найдутся у верующих.
Президент РФ ввел новый орден Святой Великомученицы Екатерины, значит, ее благодать еще действует в России.
Храм Святой Екатерины в городе Екатеринбурге должен существовать на том месте, где он был заложен в 1723 г.


В Музей изо привезли картины уральского художника, незаконно проданные в США больше 100 лет назад

Сам автор считал их безвозвратно утраченными для России


Картина «Первый снег»
Четыре картины уральского художника Алексея Кузьмича Денисова-Уральского привезли в Екатеринбург. Полотна, которые сам художник считал безвозвратно утраченными для России, можно будет увидеть со 2 февраля в Музее изо.

История новой выставки началась с экспозиции, которая была представлена в музее в 2014 году. Дело в том, что из двух прижизненных выставок Денисова-Уральского почти ничего не осталось: большая часть картин была известна лишь по каталогам и немногочисленным открыткам. Поэтому в музее изо тогда наряду с оригинальными полотнами показывали каталоги и открытки прижизненных выставок художника.

— Благодаря этой выставке мы познакомились с коллекционером Рифхатом Хасановым. У него оказалась одна из картин 1911 года, опубликованная в каталоге в виде черно-белой открытки, — рассказала E1.RU заведующая отделом декоративно-прикладного искусства ЕМИИ Людмила Будрина. — Мы начали с коллекционером общаться, и, когда на аукционах стали появляться картины Денисова-Уральского, он стал их приобретать, возвращая таким образом в Россию.

В итоге нашлись четыре картины Денисова-Уральского. «Первый снег», который Рифхат Хасанов узнал на открытке; две картины из утраченной выставки 1904 года, которые до начала 2010-х находились в США, — «Моя лодка у высокого лесистого берега Чусовой» и «Камень высокий по реке Чусовой»; а также «Холмы и леса» 1909 года.

Картина «Камень высокий по реке Чусовой»

Картина «Моя лодка у высокого лесистого берега Чусовой»
Интересно, что картины «Моя лодка у высокого лесистого берега Чусовой» и «Камень высокий по реке Чусовой» сам Денисов-Уральский считал безвозвратно потерянными для России. После Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году недобросовестный импресарио продал их на аукционе. До 2010-х годов они находились в США.

Выставка «Возвращение. Неизвестные произведения А. К. Денисова-Уральского из коллекции Р. Хасанова» можно будет увидеть до 31 марта на улице Воеводина, 5.

Недавно в Екатеринбург привезли 400-летнюю картину Питера Пауля Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Ее подлинность доказывали 40 лет.