пятница, 20 августа 2010 г.

Люди камня

| В копилку краеведа  

(из книги: Шакинко И.М., Семенов В.Б. Завод «Русские самоцветы». -Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1976. С. 151-154)


Знаменитый уральский горщик
Данило Кондратьевич Зверев (1854-1940)
из деревни Колташи
Славен Урал не только своими каменными кладовыми, но и талантливыми мастерами, теми людьми, что, очарованные камнем раскрыли его красоту другим…Всякий раз, когда фабрика оставалась без сырья или возникала надобность в каком-нибудь уникальном камне, на помощь приходили знатоки уральских самоцветных кладовых – Данила Кондратьевич Зверев и Григорий Георгиевич Китаев.
Семидесятилетний Данила Кондратьевич Зверев был назначен трестом «Русские самоцветы» экспертом по оценке драгоценных камней, в частности экспортных партий изумруда. В тридцатые годы этот знаменитый уральский горщик стал мировой знаменитостью. Он – постоянный участник симпозиумов, конференций, заседаний Академии наук СССР. Столичная профессура обращалась к нему как к арбитру в свои минералогических спорах. Президент Академии наук СССР А.П.Карпинский в знак особого уважения и дружбы подарил ему свою любимую трость из красного дерева с богатым резным набалдашником. Узы дружбы связывали Зверева с Ферсманом, Кржыжановским…
«Жил «мурзинский профессор», – вспоминает близко знавший его А.Китаев, – скромно: в полуподвальном помещении на Коробковской улице. Одна комната в квартире была проходной, в ней обычно ночевали заезжие горщики из деревень, товарищи по охоте за камнем. Во второй – чувствовался некий комфорт: на полу разостланы половики, у одной из стен березовый диван с двумя креслами по бокам. На другой – старинные, из бисера картины. В этой комнате принимали гостей и угощали их чаем»1.

Григорий Георгиевич Китаев
На дворе перед окнами находилась «кладовуха», заваленная камнями. Настоящим же своим домом Зверев называл Урал. Он и знал его не хуже собственной «кладовухи», находя в его погребах – «занорышах», рассыпанных от Денежкина Камня до Миасса и от Соликамска до Надеждинска, изумруды, рубины, аметисты… Находил он и алмазы за околицей своей деревни Колташи.
«Нет такого камня, чтоб не было его на Урале, – почти суеверно говорил Зверев. – А если чего нет, значит не дорылись еще…Надо только «слово знать», иначе клад не обойти»2.
…Горщик…это слово уральское…Издавна им обозначали человека, ищущего камни – «охотника» за камнями…
…Говорят, он и денег-то не умел считать. До сих пор в Колташах рассказывают о чудаке Даниле, что поехал когда-то в Екатеринбург заказ сдавать, а вернулся с двумя подводами пряников для всей деревни…
Хранил лишь в тайне десяток месторождений как единственное богатство, что хотел передать перед смертью сыновьям. Но вскоре сам признал, что никто из его сыновей в завещании не нуждается. Одного революция сделала инженером. Другие стали гранильщиками-стахановцами. И никто из них не склонен менять свои профессии на изменчивое счастье горщика.
------------------------------------------------------------------------------

1 Уральский следопыт. 1972. № 11. С. 58-60.
2 Попов В. Самоцветы Урала. Свердловск, 1937. С. 109-110.

Комментариев нет:

Отправить комментарий