воскресенье, 9 марта 2014 г.

Заречный тын: здесь умирали староверы...

Кладбища Екатеринбурга

В русских городах есть места, которые история наделила особым смыслом. Смыслом духовным, выстраданным целыми поколениями. И не только потому, что там происходили громкие события, а потому что земля в этих местах как бы пропитана страданиями, наполнена энергетикой молитв, непреодолимым желанием сбыточности надежд и мыслями о полной безнадежности. А кроме того — редкой силой несломленного духа и веры.

Сейчас на этом месте парк и стадион














В Екатеринбурге есть такое место, служившее в течение 30 лет узилищем людей, главная вина которых была в высокой духовности, непримиримости к греховному и неимоверной стойкости в вере своей. Это так называемый «Заречный тын», спецтюрьма XVII века для последователей веры древнего благочестия.

Набережная реки Исеть 
















Располагалась она на мысу, который образовался после строительства плотины Екатеринбургского завода и появления пруда и разделял пойму реки Исеть и устья реки Мельковки. Ныне это место занимает спорткомплекс «Динамо».



Гонения на старообрядцев начались еще в XVII в, но особо обострились в петровскую эпоху, заставляя староверов покидать родные места и переселяться в далекие малозаселенные края, в частности, на Урал и в Сибирь.

После небольшого затишья новая волна гонений обрушилась на старообрядцев после 1734 года. По всему Уралу солдатские команды разыскивали в поселениях старообрядческих наставников, старцев и стариц, разоряя скиты и молельные дома. Арестованных «за веру» рассылали по монастырским и городским тюрьмам.
Руководствуясь правительственным указом о преследовании старообрядцев, горнозаводские власти в конце 1737 года стали возводить тюремный острог на мысу Екатерининского пруда. Была возведена деревянная стена — тын, к которой с трех сторон подходила вода пруда, а с четвертой — глухая лесная чаща.
В избах внутри тына расселили первую партию узников: 44 старицы (женщины от 40 до 80 лет) и 35 старцев (мужчины в возрасте от 15 до 80 лет). Тюрьма охранялась солдатским караулом. Была твердая установка — живыми узники из «Заречного тына» выйти не должны, а потому были отведены участки под кладбища, которые «заселялись» весьма быстро, ибо содержание узников не отличалось гуманностью и заботой о здоровье.

В 1750 году снова усиливаются преследования старообрядцев, пополняется несчастными «Заречный тын», растут его кладбища. Екатеринбургское узилище гонимых за веру становится символом мученичества на Урале и в Сибири.

Волна преследования старообрядцев и пополнения «Заречного тына» то утихает (1758г.), то снова поднимается (1761 г.). Горные власти Екатеринбурга начинают противодействовать компании бесчинств по отношению к гонимым жалобами в вышестоящие организации и прямым подчинением действию так называемой «Следственной комиссии о раскольниках». К властям присоединяются даже екатеринбургские служители Православной церкви. Вскоре деятельность страшной комиссии свернулась.

В 1763 году «Заречный тын», жестокую тюрьму для безвинно гонимых за веру людей, упразднили и стали сносить. Навечно остались два кладбища, упокоившие останки более 100 узников.

После сноса тюремных строений «Заречного тына» на его месте в течение многих десятилетий новое строительство не дозволялось и не производилось. За то время исчезли и могильные холмики на кладбищах и стерлась память о мучениках. Только архивы хранят документы о жизни и жертвах «Заречного тына».

Просвещенное общество, к какому мы, потомки этих несчастных, относим и себя, не может оставить в безвестности подвиги стойкости, терпения и любви к ближнему. Пришла пора отметить это скорбное место особым символом покаяния, примирения и молитв о будущем.
К этому зовут нас души мучеников. К этому зовёт нас мнение живущих верующих, которые хотят иметь возможность преклонить колени, принести свою духовную дань и прочесть молитву во упокой безвинно погибших мучеников и молитву во здравие наших современников.

Внешний вид памятного знака
по проекту архитектора-старообрядца 
Бориса Пономарева




















Проект памятной надписи с западной стороны














Проект памятной надписи с южной стороны

































По данным Государственного архива Свердловской области
Фото Максима ГУСЕВА

2 комментария:

  1. Гуляю с собакой на Динамо каждый день. С месяц назад (май 2019г.)в районе турников и брусьев велись земляные работы по замене водопроводных труб. Теперь вокруг Дуба везде разбросаны человеческие косточки вперемежку с осколками керамики, коваными гвоздями и обломками кирпичей. Непорядок так-то. Напрашивается хотя бы памятная табличка о Заречном Тыне, нужна память об этих людях.

    ОтветитьУдалить
  2. Вот это да! Немыслимо, конечно, что так может быть. Наталия, Вы, надеюсь, засняли это всё для истории? Если да, то прошу поделиться фотографиями.
    А табличка, безусловно, там нужна!

    ОтветитьУдалить