суббота, 10 марта 2018 г.

Памяти санинструкторов

| УДТК

Татьяна Матвеева (Трапезникова), искусствовед
Статья опубликована в Журнале «Веси». Спецвыпуск посвященный 75-летию Уральского добровольческого танкового корпуса. 2018 г.

В апреле 2016 года в Екатеринбурге на доме №27 по проспекту Ленина была торжественно открыта мемориальная доска в память о девушках-санинструкторах, ушедших на фронт в годы Великой Отечественной войны.

Наконец-то! Я ждала этого события не один год. Знала, что в этом доме в годы войны были курсы медсестер, где учились рвавшиеся на фронт девушки. И моя мама, Евгения Трапезникова, в те годы — Женя Безгодова.

Я начала хлопотать об установке доски ещё в 2009 году. Мне казалось простым, необходимым делом увековечить память медсестёр, окончивших эти курсы. Тех, которые потом на полях сражений под непрерывным обстрелом бросались на помощь, тащили из смертельного огня раненого солдата. Скольких спасли они от гибели… Эти мужественные сестрички заслуживают вечной памяти, вечной славы.

Всё оказалось не так просто. Потребовалось подтверждение председателя регионального отделения «Российского Красного Креста» О. Харитоновой. В здании этом сейчас отделение банка ВТБ. Обратилась к председателю, считая почему-то, что с радостью откликнется на мое предложение. Мой сын Олег, дизайнер, разработал эскиз мемориальной доски, который утвердили в городской администрации. Однако председатель банка поручил заняться этим делом одной сотруднице, потом её сменила другая…


Свердловск. Курсы медсестер. 1942 г.
Время шло. Документы — в банке, а дело стоит на месте. Посоветовали — обратилась в Областной Совет ветеранов. Ещё год. Потом документы переправили в Городской совет ветеранов. Председатель Совета подтвердил, что документы получены, назначил встречу, но не пришел.

А, идею поддрежали. На радио в передаче «Надежда» дали мне слово. И журналист Тамара Пахомова выступила с поддержкой в «Областной газете». Однако  дело опять застопорилось.
И вдруг 31 марта 2016 года мне звонят:
— Таня, завтра открываете доску?
— Как — открываем? Мне ничего не известно…
Мне никто не звонил, никто не приглашал. Прибежала… Митинг в честь открытия доски уже собрался. Выступающие отмечали важность события в воспитании молодёжи. Выступал руководитель инициативной группы, создавшей памятную доску. А, я вроде и не участвовала… Было обидно…

Но обиду перекрыла радость. Есть доска! Есть! Хотя и потребовалось на это семь лет. Большая доска, на ней золотыми буквами — слова: «Памяти санинструкторов, девушек-добровольцев, обучавшихся в этом здании на курсах медсестёр Российского общества Красного Креста и ушедших на фронт борьбы с немецко-фашистскими захватчиками в составе Уральского добровольческого танкового корпуса».

Екатеринбург. Открытие памятной доски. 2016 г.
Это в память и о моей маме, и об Ане Дульцевой, с которой подружились, и о Серафиме Михайловне Саляевой. Здесь, на курсах они получили первые медицинские знания. А практические навыки, опыт приобрели в сражениях Уральского танкового корпуса.
С первых до последних боев добровольческого корпуса принимала раненных доставленных с передовой медсестра Медсанбата Серафима Саляева. Здесь решалось, как быть дальше — срочно оперировать, или отправлять в глубокий тыл. Работали под обстрелами, под бомбежкой, порой несколько суток без смены. Случилось, что Серафима, сама раненая в ногу, не покинула своего поста весь день. Медсестра Аня Дульцева, милиционер-регулировщик из Свердловска, спасая солдата погибла бою корпуса…

Ротный санинструктор Женя Трапезникова, моя мама, под беспрерывным обстрелом бинтовала и бинтовала, оттаскивала в укрытие и снова бинтовала… В горячке боя не сразу почувствовала, что сама ранена — осколком поцарапало голову. Наскоро перевязалась и опять бинтовать, бинтовать… За отвагу и мужество в бою мама получила первую награду — орден Красного знамени.

Достойны памяти… Как и многие, многие другие, что не думая о себе бросались на помощь солдату. И спасали… А сколько их молодых, красивых погибло… Сестры милосердия…

Теперь, когда бываю близко, непременно пройду улицей у Памятной Доски. Медленным шагом, вспоминая рассказ мамы о тех грозных днях. Уже внуку своему Данилу, показала — рассказала, что было в этом доме.

Вот ведь неодушевленный предмет доска, а как много живых воспоминаний пробуждает. И, думаю, не у одной меня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий