суббота, 6 сентября 2014 г.

Ностальгия

Владислав Зорин
Опубликовано в книге «В одном городе». Екатеринбург, 1994 г. Стр. 117‒120

Памяти Бориса Рябинина


«Звала неизбывная ностальгия 
горожан по привычным вечерним 
ули­цам, по людскому движению, 
цвет­ным огням реклам». 

(Николай Никонов «Старикова гора», 1983 год)


Истинный горожанин — пленник города. Он всегда ощуща­ет его величие, громаду, странную силу над собой. Даже ког­да погружен в себя, в воспоминания, он все равно чувствует его дыхание, слышит гул его житейского прибоя... В молодые годы он любит город до безумия. И ненавидит порой сейчас, когда выбраться из его чрева уже нет сил — стоит подумать об этом, как становится страшно: если лишится привычного городского, он умрет от тоски. В его воспоминаниях были не захламленные улицы и облупившиеся здания нынешнего Ека­теринбурга, а те, Свердловские. Конечно, город и тогда был не идеальной чистоты, порядка и сплошь интересной архитек­турной застройки...

Как он любил гулять по тому городу! Выбирал тихие улочки, где сохранились старинные особняки с узорными ре­шетками подъездов, уложенным булыжником вокруг. Ему всегда хотелось заглянуть внутрь особняка, подняться наверх по скрипучей парадной лестнице и ощутить устоявшийся за­пах прошлого столетия или начала нынешнего. Старина его гипнотизировала, в ней для него таилась какая-то необъясни­мая одухотворенность, как для японца!

Когда его постигла неудача и перед ним встал вопрос о возвращении в глухую провинцию, он переживал и обдумывал факт предстоящей разлуки с большим городом. А потом при­нял решение, как клятву: «Нет! Я должен отвоевать у этого города место для себя, — я его пленник, раб и малая части­ца!»

Облик города — не только архитектура. Это еще сады и парки, площади и скверы и вид с птичьего полета... Он с большим удовольствием посещал парк Дворца пионеров — по зыбкому подвесному мосту проходил в знаменитую беседку и подолгу там оставался. Вечером шел в сад Вайнера. Иногда забредал на территорию лютеранского кладбища, отыскивал сохранившиеся художественно выполненные надгробия какому-нибудь генералу или просто благоверному супругу. Надгробия не навевали на него скорбь, а только тихую печаль. Изредка заходил в Зеленую рощу полюбоваться на величественный Александро-Невский собор...

И не заметил, как с годами из созерцателя превратился в защитника старины. Так, из Александро-Невского собора предлагал убрать экспонаты краеведческого музея и разме­стить орган, как в Домском соборе. В беседке бывшей усадь­бы Расторгуева-Харитонова настаивал восстановить сложную систему фонтанов, очистить прилегающий пруд, возвратить первоначальную планировку зданию и парку. На месте старо­го лютеранского кладбища, что оказалось в центре Втузгородка, «впритык» к жилым кварталам, рекомендовал разбить парк-музей под открытым небом, собрав на одну площадку сохранившиеся надгробия, представляющие интерес как произ­ведения искусства, а на другую — оригинальные архитектур­ные детали сносимых старинных зданий.

Ратовал за сохранение водоема в парке Маяковского, без чего он терял свою привлекательность. Специально в будний день ходил к недавно открытому мемориалу погибшим визовцам в годы Великой отечественной войны и в местной газете выразил свое впечатление: памятник поставлен не на месте, ибо площадь, образованная за счет трамвайного кольца, мала, там нет тишины, какая должна быть у подобных памятников.

Коснувшись одной площади, не умолчал о другой — перед «Рубином», которая так и осталась ничем иным, как местом пересечения двух магистральных улиц, хотя в будущем она может состояться за счет сноса фабрики «Одежда», примыкаю­щего к сберкассе углового здания. Тогда площадь украсит и «Рубин», и Дом политпросвещения, и памятник Малышеву. Большая площадь потребует возрождения фонтанов у «Рубина», заглохших от тесноты...


Плотинка. Реконструкция Монетки. Прим. 60-е гг.
Фото отсюда.
Как и многие горожане, он ждал с нетерпением открытия Исторического сквера в центре города. Когда, наконец, его открыли, он пошел туда не сразу — после того, как улеглись страсти патриотов города. Приходил не раз и не два. 

Было там придумано много интересного, и все же чего-то не хватало. Наконец, понял: южная стена плотины, разделен­ная пополам горловиной, откуда с ревом извергается вода, удручаюше голая. Единственный барельеф, изображающий эпи­зод из деятельности Татищева на Урале, не заменил интерес­ного памятника Татищеву, на высоком постаменте, чтобы его могли обозревать и проходящие по улице люди, и спустивши­еся по гранитным ступеням в сквер.

Центральная улица города — Главный проспект — всегда живет особой жизнью. Он обитал от нее неподалеку и при желании попадал в ее водоворот через каких-нибудь 10—15 минут. Вечерами она его успокаивала, он переставал чувство­вать себя одиноким, днем же настраивала на деловой лад — не расхолаживала, как улицы южных городов. Лишь позже, с годами, он стал ощущать спертость ее воздуха, перенасыщен­ность транспортом, загрязненность, загазованность, шум, мало­численность на ней фонарей, скверов, старинных зданий, Снова выразил в письменной форме свое негодование, ког­да узнал про «очистку» её срединной полосы от насаждений: «Кто тот безумец, что настаивает сделать ее голой, как шиш на блюде; кому нравится ее сплошная асфальтизация в то время, когда совсем рядом с центром города трущобы; кто за­был, что зеленые массивы и насаждения — легкие города? Их в черте города становится все меньше: стареет Зеленая роща — ее хвойные деревья имеют сухую макушку, что яв­ляется верным признаком гибели; вырубке подвергаются юго- западные леса, примыкающие к Микрорайону — их площадь уменьшена наполовину; сад Вайнера больше не существует...»

Между тем сносили старинные особняки, вместе с деревян­ными, их окружающими, под разными предлогами — по но­чам и в открытую, и все больше в центре города. Строили общественные здания: распластанный по земле Дворец спорта, унылый, как призрак, Медгородок на юго-западе; поставили впритык к приличному зданию коробку управления Метро- строем на площади 1905 года...

Правда, были редкие удачи: киноконцертный театр «Космос», Дворец молодежи, Дом политпросвещения... Но их так мало, что невольно хочется воскликнуть актами Гоголя, ска­занными в XIX столетии, а, точнее, в 1831 году: «Неужели прошел невозвратимо век архитектурный?» И добавить от се­бя: «Неужели наша эпоха XX столетия, последних лет осо­бенно, оставит после себя только мусор?»

Уничтожение старины под видом реконструкции и ново­строек так бы и продолжалась, несмотря на протесты обще­ственности, если бы не наступление инфляции, на преодоле­ние которой власть имущим приходится затратить немалые средства из бюджета, а не растрачивать их на осуществление некоторых спорных архитектурных проектов.

Против отмены спорных замыслов общественность сейчас было бы трудно поднять: основная людская масса занята про­блемами выживания. Наиболее активная — политической борьбой, менее активная — приобщением к религии, что в общем-то радует, ибо религиозные веяния возвратили по на­значению здания храмов Вознесения, Александра Невского..., не дадут погибнуть они и зеленым насаждениям, прилегаю­щим к ним.

...Когда случайно проходит по проспекту Ленина, то видит на каждом шагу «комок», а вокруг него непременно мусорную свалку. Он больше не гуляет там: боится отдаться течению людского потока — по нему не идут, а бегут; на нем не го­ворят, а кричат; на его остановках в транспорт не садятся, а штурмуют.

Все эти явления переходного периода не приличествуют проспекту с названием Главный. Ибо такое название по своей сути предполагает наличие высокой культуры его содержания и обитания на нем. И, основное, требует достойного центра города, через который он пролегает.

Больше сидит в квартире панельного дома, которая далеко не крепость, хотя на ее окнах установлены решетки, а на дверях железо. Наступит ли, думает он, время в его быт­ность, когда эти тюремные атрибуты можно будет убрать? Или придется оставить поколению XXI века?

Комментариев нет:

Отправить комментарий