вторник, 4 февраля 2020 г.

Велодосуг столетней давности

Статья опубликована в Областной газете №018 от 03.02.2016
Евгений Невольниченко

Софья Владимировна Машарова (в центре) во время одной из велопрогулок
на озеро Шарташ. Фото предоставлено Эльвирой Гринберг

К нам в редакцию обратилась наша постоянная читательница Эльвира Алексеевна Гринберг. Она поделилась фотографиями начала ХХ века из семейного архива. На весьма хорошо сохранившихся карточках запечатлены её бабушка и дедушка на велосипедах, в тот период ещё не самом распространённом средстве передвижения, тем более в Екатеринбурге.

На эту спортивную в общем-то тему нашу читательницу неожиданно вывел один материал в «ОГ». 31 октября на литературной полосе мы подводили итоги городского издательского конкурса «Книга года – 2015». И в одной из номинаций победил труд «Повсе­дневная жизнь Екатеринбурга на рубеже XIX-XX веков: Очерки городского быта». На страницах «ОГ» его представляли сами авторы Владимир Микитюк и Ольга Яхно. В разговоре с нашим корреспондентом они и упомянули, что самое старое в городе спортивное общество — именно велосипедное. Решение о его создании, как рассказывается в самой книге, было принято ещё в 1885 году.

— Я вспомнила, что есть у меня фотографии бабушки и дедушки, почтовых служащих, Софьи Владимировны и Владимира Дмитриевича Машаровых, где они с велосипедами, — сообщила Эльвира Алексеевна. — Нашла те снимки, когда перебирала семейный архив. Бабушка говорила, что они ездили на велосипеде на Шарташ. Брали выпечку, самовар. Даже не знаю, как они его к велосипеду прикрепляли. Может, привязывали? Когда бабушка упоминала в каких-то разговорах о велопрогулках, я была ещё маленькая, училась в младших классах... Её самой давно нет. Но, думаю, фотографии сделаны в 1912–1915 годах.

Именно общество велосипедистов-любителей и положило начало развитию множества видов спорта в нашем городе. Возможно, это огорошит теннисистов, тяжелоатлетов, футболистов, хоккеистов, конькобежцев, лыжников. А также поклонников гонок на мотоциклетках, французской и русско-шведской борьбы (если таковые остались).

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Кстати: 16 сентября 1900 года в Екатеринбурге торжественно открылся велодром,
ныне — Центральный стадион.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – 

Общество не прекращало работу даже в Первую мировую войну. Оно проводило велогонки, соревнования по конькам, фигурному катанию. И, например, принимало участие в организации военно-спортивного комитета. Екатеринбургское общество велосипедистов (кстати, уже с дополненным названием «и любителей физического развития») закрылось только в 1919 году, когда многие его представители и руководители покинули город.

Так выглядел зимний павильон общества, который появился в начале XX века на западном берегу городско­го пруда. Деревянный павильон был выстроен в восточном стиле, его архитектором стал Иосиф Фальковский. В одной из комнат расположился гимнастический зал. В летнее время работали кафе и лодочная станция, зимой здесь было всё для конькобежцев и фигуристов, так что действительно именно велообщество способствовало развитию других видов спорта на Урале.

— В моём детстве велосипеда, можно сказать, не было, — добавила Эльвира Алексеевна Гринберг. — Оно пришлось как раз на годы Великой Отечественной войны. Нам, конечно, было не до велосипеда. Так и не сложилось.

Что должен делать велосипедист «в случае беспокойства лошадей» и с какой стороны объезжать экипаж? Правила езды по Екатеринбургу, принятые обществом велосипедистов.
  • Едущие на велосипеде должны держаться правой стороны улицы ближе к тротуару;
  • Объезжать пешеходов, верховых всадников и экипажи только с левой стороны;
  • В случае беспокойства лошадей велосипедист обязан умерить ход и сойти с велосипеда и по возможности закрыть его собой;
  • Огибать угол или пересекать улицу следует по возможности тихим ходом;
  • При совместной езде велосипедисты должны ехать не более как по двое в ряд с промежутками между рядом не менее сажени;
  • Воспрещается ездить на велосипедах по тротуарам, бульварам, в скверах и в местах скопления публики;
  • При встрече с крестным ходом, большими похоронными процессиями или вообще со значительным количеством пешеходов, либо экипажей, велосипедист обязан сойти с велосипеда и провести его в руках или же уехать в боковую улицу.
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий